Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Журналист в редакционном коллективе: социально-психологический аспект

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Изучение основных принципов организации работы в редакции, психологии личности журналиста. Анализ особенностей структуры редакционного коллектива, нормирования и учета журналистского труда. Характеристика профессиональной этики и морали в журналистике.
Краткое сожержание материала:

Размещено на http:///

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра периодической печати

Курсовая работа

ЖУРНАЛИСТ В РЕДАКЦИОННО КОЛЛЕКТИВЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

студентки 2 курса Гизун Дарьи Олеговны

Научный руководитель - доцент Касько В. К.

Минск - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Принцип организации работы в редакции

1.1 Редакционный коллектив, его структура

1.2 Нормирование и учет журналистского труда

1.3 Творческое соревнование в редакционном коллективе

1.4 Инструментарий журналиста

ГЛАВА II. Социально-психологический аспект журналиста

2.1 Психология личности журналиста, ее типология

2.2 Профессиональная этика и профессиональная мораль в журналистике

2.3 Журналистская этика в Беларуси

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек стремится достичь каких-либо высот в той или иной сфере деятельности. Врач, юрист, экономист, преподаватель - все они должны быть профессионалами, чтобы иметь стабильный доход и получать удовольствие от процесса работы. Если же человек решает посвятить свою жизнь журналистике, то должен стремиться приобрести некоторые качества, которые помогут ему в этом.

Как правило, журналисты - это люди коммуникабельные, доброжелательные (не путать с папарацци), открытые. Они умеют и хотят слушать, легко контактируют с абсолютно разными по возрасту и социальному статусу собеседниками.

Журналист - прежде всего, хороший дипломат. Он постоянно расширяет границы собственных знаний, стремится к чему-то новому.

Люди такой профессии обладают отличной памятью, которую тренируют постоянно в ходе работы.

Журналисты - люди, глубоко убежденные в своей правоте и уверенные в том, что несут пользу всем окружающим.

Формированием такого образа являются внешние и внутренние факторы журналиста, т.е. некоторые социальные и психологические факторы.

Разумеется, просто перечислив качества хорошего журналиста, невозможно составить четкую инструкцию, которая поможет стать профессионалом и писать великолепные статьи. Нужно упорно трудиться и, безусловно, обладать некоторым талантом, а также уметь ладить с людьми, быть одной командой. Поэтому журналист должен быть психологом, это поможет ему устанавливать контакты с коллективом.

ГЛАВА I. ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В РЕДАКЦИИ

1.1 Редакционный коллектив, его структура

Редакция любого печатного периодического издания представляет собой коллектив - совокупность людей, объединенных общими целями и задачами. В обществе существует множество различных коллективов - трудовые, спортивные, учебные, военные и т.д.

У каждого из них - своя цель и свои задачи, которые определяют их характер, особенности, отличающие их от других коллективов. Все это полностью относится и к редакции.

Редакция - это прежде всего трудовой коллектив, ее работники трудятся, выполняя задания руководства. Вместе с тем она отличается от других трудовых коллективов. Во-первых, характером ее цели и задач. Она создана для подготовки и выпуска печатного периодического издания - газеты - и удовлетворения с его помощью информационных потребностей читателей. Во-вторых, характером членов редакционного коллектива. В нем трудятся специалисты, представители ряда определенных профессий. Прежде всего - журналисты, а также технические и коммерческие работники, обладающие знаниями и умениями, необходимыми для выпуска газеты. Для того чтобы работать в редакции, нужны специальные способности, знания и умения, особая подготовка, жизненный опыт.

Специфика редакции как трудового коллектива заключается и в том, что это производственный коллектив. В отличие от непроизводственных коллективов, действующих, например, в сфере спорта, производственный коллектив входит в область материального или духовного производства. Результатом деятельности редакционного коллектива является духовная продукция - определенное количество знаний, сведении, представленных в форме журналистской информации, а также ее материальные носители - номера газеты. Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производственному ритму - графику выпуска газетных номеров. Материалы этих выпусков должны в определенное время поступать к читателям.

Конечно, в процессе своей деятельности редакция должна зарабатывать, получать прибыль, обеспечивая свое существование и выпуск газеты. Не следует, однако, проводить прямую параллель между редакцией и, например, коллективом промышленного предприятия. Специфика редакции заключается в том, что она представляет собой не только производственный, но и творческий, в основном - литературный коллектив. Большая часть его работников - журналисты - занимаются творческой деятельностью - литературным трудом, создавая свои журналистские произведения или помогая внередакционным авторам готовить их выступления в периодическом издании.

Социологи рассматривают редакцию, во-первых, как малую социальную группу - коллектив, объединенный общностью целей и интересов его членов, с особыми, специфичными для него связями и отношениями. И во-вторых, что особенно важно, как саморазвивающуюся систему. Как любая система, она представляет собой совокупность, объединение различных элементов, каждый из которых обладает своими качествами и соответствующими им возможностями. При объединении этих элементов система приобретает новые «интегративные качества», обретает новые свойства и возможности. Элементами редакционной системы являются сотрудники редакции, прежде всего журналисты. Каждый из них выполняет свою, присущую ему функцию. Но их объединение - редакционный коллектив - способен решать общую задачу - выпускать коллективное журналистское произведение - номер газеты, давая читателям представление о действительности в целом, о всех важнейших ее сторонах. Один сотрудник редакции выполнить эту задачу не в состоянии.

В результате внешних и внутренних воздействий редакционная система развивается и совершенствуется, устанавливаются оптимальные в данной ситуации величина, состав и структура редакции. Одним из важнейших факторов, определяющих эти характеристики, как и специфику организации ее работы, являются особенности журналистского труда.

Коллектив редакции складывается из двух частей. К первой относятся все редакционные подразделения, которые осуществляют подготовку газетных материалов, проводят работу с авторским и читательским активом, с редакционной почтой, управляют всеми звеньями коллектива, руководят процессом выпуска газеты. В свою очередь, они распадаются на 2 звена - управления и исполнения. В звено управления входят: редактор, его заместитель, редакционная коллегия, секретариат во главе с ответственным секретарем. Звено управления руководит всеми подразделениями и членами редакционного коллектива: связывает их между собой, координирует их действия, планирует их деятельность и контролирует выполнение планов. К звену исполнения относятся отделы редакции, собственные и социальные корреспонденты, технические службы.

Вторая часть редакционного коллектива включает в себя - дежурную службу выпуска, группу выпуска, корректорскую, машинописное и стенографическое бюро, отдел или бюро проверки, библиотеку справок, редакционный архив, технический секретариат и др.

Структуру редакционного коллектива можно рассматривать и в тном аспекте. Подавляющее большинство журналистов и технических сотрудников сосредоточено в аппарате редакции. Он осуществляет основную работу по подготовке и выпуску газеты. Вне аппарата редакции работают собственные корреспонденты, являющиеся представителями газеты в различных пунктах ее региона.

Структура редакции во многом определяет место каждого ее сотрудника, роль, которую он играет в коллективе. Распределение обязанностей сотрудников соответствует штатному расписанию редакции. Оно дает возможность справедливо оценить работу каждого сотрудника редакции, - в соответствии с его знаниями, опытом и умением его закрепляют на той или иной должности.

Сотрудники редакции поддерживают между собой не только официальные отношения, связанные с должностями, которые они занимают. В ходе совместной работы между ними устанавливаются связи и отношения, определенные общими интересами и устремлениями, творческими склонностями. Все больший авторитет в коллективе получают самые способные, опытные, принципиальные работники, всегда готовые помочь товарищу. К ним приходят за советом, к их высказываниям прислушиваются на редакционных «летучках».

Особенности структуры редакционного коллектива во многом определяют возможности научной организации его деятельности.

1.2 Нормирование и учет журналистского труда

Производственный характер редакционной деятельности обуславливает неизбежность введения норм в сферу журналистского труда. Без этого невозможен учет его результатов и творческое соревнование в редакции.

Планирование редакционн...

Другие файлы:

Социально-психологический климат в коллективе
Социально-психологический климат и его детерминанты. Процессы управления социальной системой. Комплексная оценка эффективности организации. Групповая...

Поведение женщин в конфликтной ситуации
Конфликт в трудовом коллективе как социально-психологическая проблема. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Уровень конфликтн...

Пособие по психологии для мастеров и бригадиров
В новом издании книги излагаются психологические и педагогические вопросы, которые приходится решать мастерам и бригадирам на производстве. В ней осве...

Социально психологический климат в коллективе 2

Социально-психологическая структура воинского коллектива
Понятие о группе и воинском коллективе. Личность и коллектив. Особенности развития воинских коллективов и психологии взаимоотношений у военнослужащих....