Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Гендерные стереотипы в районных печатных СМИ (женский современный образ)

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Современные роли женщины и особенности ее самосознания. Изменение гендерных представлений в журналистике в различные исторические периоды развития общества. Специфика гендерных стереотипов в региональной прессе: репрезентация образа матери и женщины.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Гендерные стереотипы в районных печатных СМИ (женский современный образ)

Содержание

Введение

1. Теоретические основы изучения гендерных стереотипов

1.1 Современные роли женщины и особенности ее самосознания

1.2 Гендерные стереотипы в современных масс-медиа

2. Отражение гендерных стереотипов в печатных СМИ

2.1 Специфика гендерных стереотипов в региональной прессе: репрезентация образа матери и женщины

2.2 Анализ гендерных стереотипов в региональной прессе (на примере издания «Тюменские известия»)

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью современной науки о журналистике. Об этом пишут Н.И. Ажгихина, Е.Л. Вартанова, О. Здравомыслова, О.В. Смирнова и другие. Проблемы взаимоотношения полов, дискуссии о положении мужчин и женщин, борьба женщин за гармоничные отношения с мужчинами, гендерный дисбаланс - в освещении этих вопросов большая роль отводится СМИ как главному инструменту отражения реальности.

В этой связи представляется актуальным научное осмысление путей и условий влияния СМИ на формирование адекватного гендерного мышления, тем более, что современное общество характеризуется исследователями гендерных отношений как «общество гендерных конфликтов, накопившихся за всю историю человечества, общество, которое находится в процессе поиска гендерного взаимопонимания» [14,56]. Традиционно это касается осознания и разработки нового образа женщины, адекватного ее роли в современном обществе и семье. Как правило, в исследованиях, посвященных гендерной проблематике в СМИ, главное внимание уделяется положению женщины и репрезентации образа женщины. Это связано, в первую очередь, с продолжением борьбы женщин за равные права с мужчинами и стремлением занимать в обществе те же позиции, что и представители «сильного пола».

Целью данного исследования является изучение гендерных стереотипов в районных печатных СМИ.

Объект исследования: районные печатные СМИ (на примере газеты «Тюменские известия»)

Предмет исследования: Гендерные стереотипы в районных печатных СМИ

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические основы изучения гендерных стереотипов

- изучить современные роли женщины и особенности ее самосознания

- описать гендерные стереотипы в современных масс-медиа

- определить специфику гендерных стереотипов в региональной прессе

Методы исследования: анализ, синтез, количественная подборка

1. Теоретические основы изучения гендерных стереотипов

1.1 Современные роли женщины и особенности ее самосознания

Рассмотрим особенности женского самосознания.

Характерной особенностью женского самосознания является отражение в нем специфического набора социальных ролей, сочетающих как роли жены и матери, так и роли работника. Несмотря на загруженность в быту (свободное время женщины сокращается в два раза с фактом замужества и уменьшается далее прямо пропорционально увеличению количества детей [14. С. 23]), сейчас большинство женщин считают равноценными по значимости категориями семью и работу. Однако возможности такого сочетания ролей есть не всегда.

Не секрет, что фактическое количество неработающих женщин гораздо больше представленных в статистике, поскольку многие из них не обращаются в центры занятости. В настоящее время экономическая ситуация в стране постепенно нормализуется, однако женская безработица в отдельных регионах по-прежнему высока. Раньше переход к роли домохозяйки делался вполне обдуманно и женщины были готовы к тем изменениям, которые ожидают их в связи с этим шагом. Сейчас женщины, меняя свой социальный статус под давлением не зависящих от их воли обстоятельств, часто ни морально, ни физически не готовы к новой роли.

Стремясь качественно выполнить профессиональные и материнские функции, работающая женщина испытывает большие перегрузки в условиях постоянного дефицита времени, что приводит ко многим негативным явлениям:

- возникновению конфликтных ситуаций в семье, влияющих на здоровье всех членов семьи;

- ограничению числа детей в семье;

- недостаточному усвоению детьми ценностей, норм и морали общества, снижению социальной адаптированности детей младшего возраста;

- снижению эффективности труда женщины и уровня заработной платы;

- снижению участия женщины в общественной деятельности, занятии наукой, искусством [14, 16, 17].

Некоторые авторы также считают, что существует прямая связь между занятостью женщин на работе и ростом преступности в обществе [18].

Однако эти же авторы отмечают и положительные стороны в профессиональной деятельности, которые теряет женщина, став домохозяйкой:

- принимая участие в профессиональной деятельности, женщины получают экономическую самостоятельность и, следовательно, становятся материально независимыми;

- участвуя в профессиональной деятельности, жен щина получает не только материальное, но и моральное удовлетворение;

- в трудовом коллективе женщины совершенствуют свои трудовые навыки, приобретают производственный опыт, накапливают теоретические и практические знания, раскрывают свои творческие способности, расширяют круг интересов;

- в процессе трудовой деятельности формируются такие качества и свойства личности, которые не могут быть в полной мере развиты, если человек не работает (ответственность, широта взглядов, инициатива, самостоятельность, творческий подход к делу и т.д.);

- работая, женщины получают огромный объем информации не только по своим профессиональным, но и по многим жизненным, в том числе семейным проблемам;

- профессиональная деятельность женщин вносит немалые изменения в супружеские отношения, в воспитание детей.

Сопоставление выбора терминальных ценностей и подсистем инструментальных ценностей показало следующее: у женщин, выбравших приоритетной ценность интересная работа, внутренние (инструментальные) средства ее достижения пассивные: честность, ответственность, образованность, воспитанность, исполнительность. Они отвергают более адекватные названной терминальной цели-ценности активные внутренние инструментальные средства-достижения: настойчивость, деловитость, активность, рациональность и пр. Отсутствие рефлексивности не позволяет им осознать противоречия между двумя предпочитаемыми ими группами внутренних ценностей.

2) Женщины с предпочитаемой терминальной ценностью-целью счастливая семейная жизнь переживают поиск работы как внешнее социальное требование, которое по существу противоречит их ценностям. Эти женщины ищут работу в ответ на ожидание окружающих от них статуса работающей состоявшейся женщины.

3) Для женщин с предпочитаемой ценностью-целью свобода поиск работы также не является истинной целью. Свобода понимается ими как возможность располагать личным временем и досугом.

1.2 Гендерные стереотипы в современных масс-медиа

Существование журналистики невозможно без стереотипов. С появления первой газеты до создания глобальной системы массовых коммуникаций устойчивые представления о добре и зле, героизме и подлости, спасителе человечества и "враге народов" и т.д. являлись не только непременным атрибутом каждого адресованного широкой аудитории сообщения, но непосредственно самим строительным материалом любой публикации, радиопрограммы или телепередачи. Стереотипы имеют свойство меняться во времени, отражать политические интересы и идеологию государств, национальных или международных группировок и партий, а также представления обыденного сознания, свойственные эпохе. Отражают они и настроения, взгляды и предрассудки самого носителя информации -- журналиста. В этом смысле никакое сообщение не является абсолютно нейтральным (в чем давно сошлись исследователи журналистики самых разных стран) -- оно неизбежно не только отражает состояние общественного сознания и идеологии, но и ежедневно и ежесекундно создает общественное мнение; предлагает ролевые модели, образ мыслей и отношения к действительности. Весьма популярные в период, последовавший за распадом СССР, разговоры о "нейтральности информации", о главной задаче новостей "передавать точные факты" сегодня воспринимаются как наивные романтические иллюзии постсоветского интеллигентского мышления -- доказательством тому вся современная пресса стран, возникших на бывшем советском пространстве. Известные слова В.И. Ленина о том, что "газета -- это коллективный пропагандист, агитатор и организатор", в значительной степени отражают и состояние современных СМИ всего мира, будь то "Нью-Йорк таймс", "Асахи", "Всеукраинские ведомости", или "Независимая газета", SNN, радио Ямайки, агентство "Рейтер" или информационные сайты Интернета. Жители всего мира смогли убедиться в этом в период войны в Персидском заливе, двух войн в бывшей Югославии и двух войн в Чечне. [14]

В то же время СМИ выступают и своего рода лабораторией по проверке на прочность старых представлений и выработке новых стереотипов.

Говоря о гендерных стереотипах в СМИ России и стран, возникших в последнее десятилетие на территории бывше...

Другие файлы:

Гендерные стереотипы (стереотипы "мужественности-женственности") и образ "Я" у подростков
Общие психологические характеристики различий женщин и мужчин, теории формирования половых различий. Изучение представлений подростков о "мужественнос...

Гендерные стереотипы в современном обществе
Определения пола и гендера, подходы к изучению гендерных отношений и исторические предпосылки полового неравенства. Теории изучения гендерных характер...

Гендерные особенности рекламы на предприятиях сервиса
Общие основы гендерной психологии и гендерные стереотипы. Роль рекламы в формировании гендерных стереотипов. Гендерные особенности восприятия рекламы....

Полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников
Гендерные стереотипы и роли, содержание понятий. Главные технологии формирования полоролевого поведения. Процесс социализации в дошкольном и школьном...

Стереотипы и их роль в жизни человека
Совокупность стереотипов – мнение об окружающем мире. Гендерные стереотипы как культурно и социально обусловленные представления о качествах и нормах...