Газета "Зеркало" в системе вузовских СМИ
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Институт журналистики
Кафедра периодической печати
Курсовая работа по теме:
Газета «Зеркало» в системе вузовских СМИ
Минск 2010
Введение
Еще совсем недавно существовали издания с грифом «для служебного пользования», которые не могли покинуть стены места, где были созданы. Идею корпоративного издания нельзя назвать совершенно новой: заводские многотиражки и школьные стенгазеты - все это уже было. Теперь же большинство компаний, учреждений и заведений выпускают для чтения внутри своих стен не только многочисленные справочники и инструкции, но и газеты. Одним из примеров таких средств немассовой информации можно назвать вузовские издания.
По данным Министерства образования Республики Беларусь, в нашей стране насчитывается 43 государственных и 10 частных вузов. И без собственного средства массовой информации не обходится практически ни одна высшая школа страны, причем используют для этого все разновидности СМИ: газеты, журналы, видеостудии, интернет-сайты. Это не удивительно, ведь любое учебное заведение можно сравнить с государством, в котором существуют свои законы, распорядок, главенствующая верхушка и, конечно же, простые жители. А вузовское издание призвано создавать и поддерживать информационное пространство и формировать позитивный имидж вуза, укреплять корпоративный дух, содействовать духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. Поэтому у изданий такого типа есть большой плюс. Они основаны на сообщении и анализе фактов, на работе с документами, с оценочными суждениями специалистов, а не на стремлении к увеличению тиража самыми «беспринципными» способами. [10, с. 326]
Студенческая печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Однако лишь совсем недавно началось исследование ее места в медийном поле Беларуси. Авторы сборника «Студенческая печать. Проблематика, дизайн, язык и стиль» считают, что вероятнее всего это связано с тем, что тираж таких газет невелик (в основном, до 299 экземпляров) и они нигде не регистрируются. [6, с. 3] Но поскольку специфика подобных изданий определяется четко выраженной ориентированностью на вузовскую аудиторию, здесь используются особые, присущие только студенческой прессе приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы подачи материалов. Поэтому изучение вузовских изданий представляет особый интерес. Только с помощью их можно узнать, чем живет вуз: студенческая жизнь, конференции, праздники, сессии, встречи и многое другое, что увлекает студенческую молодежь.
Объектом своей курсовой работы я выбрала периодическое печатное издание Академии управления при Президенте Республики Беларусь газету «Зеркало».
Предмет - публикации, преимущественно собственные, на страницах газеты «Зеркало», их жанрово-тематические и композиционно-стилистические особенности, специфика подачи материала в вузовской газете.
Цель исследования - определить место издания в системе вузовских СМИ Беларуси
В соответствии с целью решаются задачи: рассмотреть специфику работы данной газеты, обозначить тенденции развития, жанровые и тематические особенности материалов, проанализировать все проблемы, с которыми сталкиваются вузовские издания и проиллюстрировать все выше изложенное конкретными примерами.
Теоретической базой исследования послужили научные труды А. Градюшко, С.Гуревича, С. Корконосенко, Г. Лазутиной, А. Свороба, Б. Стрельцова, А. Тертычного.
1. МЕСТО И РОЛЬ ВУЗОВСКИХ ИЗДАНИЙ В СИСТЕМЕ СМИ
1.1 Общая характеристика вузовских изданий
Вузовское (студенческое) издание - это информационно-аналитическое издание, предназначенное для студентов и преподавателей, выходящее еженедельно (ежемесячно), распространяемое бесплатно (или за небольшую плату) в пределах университета (факультета, общежития и др.). [6, с. 7]
Формат таких изданий А4 (реже - А3), объем - от 4 до 24 страниц, тираж - от 1 до 299. При тираже более 299 экземпляров необходима официальная регистрация издания в Министерстве информации. Печать, как правило, одноцветная, иногда - двух- или полноцветная.
Авторы сборника «Студенческая печать. Проблематика, дизайн, язык и стиль» выделяют следующую типологию вузовских СМИ:
? официальные общевузовские издания, учредителями которых выступают ректорат, совет вуза и др. (газеты Белорусского государственного университета «Універсітэт», Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины «Гомельскі універсітэт» и др.);
? студенческие общевузовские издания, которые делают сами студенты (газеты Института парламентаризма и предпринимательства «Отголос(ь)ки», Полоцкого государственного университета «Настежь»);
? студенческие издания, выходящие на факультетах;
? газеты внутривузовских объединений студентов (студсоветов, студгородков, клубов, общественных организаций и т.д. Газеты общежития №4 БГУ «Клевер», общежития №9 БГУ «В девяточку»);
? специализированные СМИ (чаще всего литературной или развлекательной направленности. «Перья» - литературно-художественная газета Института журналистики БГУ);
? межвузовские издания возникают редко и являются совместными проектами других вузовских изданий (газета «Наша вымярэнне» сделана газетами «Студенческий городок» (БГУ), «Зеркало» (Академия управления при Президенте Республики Беларусь), «Шкаляр» (БГПУ им. М. Танка));
? учебные газеты (как правило, издающиеся на факультетах и отделениях журналистики. Студенты 1-2 курсов Института журналистики БГУ ежегодно работают над выпуском учебной газеты «Журналіст»);
? самиздат. [6, c. 8]
По месту издания вузовские газеты можно разделить на столичные и региональные. [6, c. 10]
Газета «Зеркало» принадлежит скорее к официальным общевузовским изданиям и рассчитана на профессорско-преподавательский состав, слушателей, сотрудников и студентов.
Функции вузовских изданий гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Любое корпоративное издание (в том числе и вузовское) - это способ реализации идей руководителя. Оно дает возможность обсуждения и реализации смелых планов и идей, а также информирования о приоритетах организации (компании, учреждения, ведомства) и разъяснения позиции руководства. А М.Е. Аникина отмечает, что в силу возрастных и социально-психологических особенностей молодежной аудитории основной функцией в студенческих изданиях становится социолизаторская функция, которая заключается в «представлении аудитории и распространении различных моделей поведения, в оказании определенного влияния на принимаемые читателем решения и разумной, тактичной корректировки их деятельности, в широком смысле - во введении в общественную жизнь, помощи молодежи в адаптации к существующим условиям». [28, c. 34]
Кроме того, студенческие издания выполняют и другие функции, схожие с функциями остальных СМИ:
? Коммуникативную (функция общения, указывает на обратную связь между руководством вуза и его студентами, между вузами, на связь студентов между собой).
? Непосредственно-организаторскую (студенческие СМИ выступают в качестве «четвертой власти» на университетском пространстве).
? Культурно-образовательную (газета ? также один из общественных институтов культуры, который воспитывает, дает необходимые знания, а также пропагандирует культурные ценности, способствуя тем самым всестороннему развитию личности).
? Рекламно-справочную (анонсирование событий жизни вуза, справочная информация официального характера).
? Рекреативную (развлечение).
Любое учебное заведение ? тоже, своего рода, производство. И если рассматривать вуз с этой позиции, то Академия управления при Президенте Республики Беларусь - «производство» управленческой элиты страны. А для эффективной подготовки специалистов высшего уровня в этой сфере необходима слаженная, мотивированная, целенаправленная работа всего коллектива, в чем, безусловно, помогает собственное издание.
1.2 Газета «Зеркало» как вузовское издание
Студенческие СМИ играют важную роль в жизни вуза. Студенческая газета, как правило, не только освещает значимые события, но и является основным «посредником» в диалоге между студентами и руководством учебного заведения. Газета «Зеркало» - «посредник» в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Студенческая газета «Зеркало» Академии управления при Президенте Республики Беларусь была создана по инициативе студентов 1 марта 2002 года. Девиз газеты - «Лишь зеркало не скрывает недостатки, отображая правду». Приоритетными направлениями деятельности газеты «Зеркало» являются: содействие духовно-нравственному, идеологическому и патриотическому воспитанию, формирование у студентов Академии управления гражданской позиции; организация пропаганды здорового образа жизни. Газета способствует процессам демократичного общения, распространения информации, изучения общественного мнения. Кроме того, направлениями работы издания является организация информационного освещ...
Трансфармацыя інфармацыйнай прасторы Польшчы
Перыяд пачатку палітычных пераўтварэнняў. Дзяржаўны польскі друк у 1980-я гг. Лідэр рэйтынгу папулярнасці – "Газета выбарчая". Мелася ў ПНР і адзінае...
Вузовская библиотека в образовательной среде учебного заведения (на примере вузовских библиотек г. Белгорода)
Определение путей совершенствования вузовских библиотек в связи с процессами информатизации, глобализации и вступления в Болонский процесс. Понимание...
Зеркало – друг, зеркало – враг
Роберт Асприн никогда не разменивается по пустякам. Да и зачем заниматься глупостями автору, имеющему свой собственный клуб поклонников, в котором сос...
Автоматизация ВУЗовских библиотек г. Орла
Общие принципы создания автоматизированных библиотечно-информационных систем ВУЗовских библиотек. Автоматизация библиотечно-информационных технологий...
Место и роль интернет-журналистики в системе российских СМИ
Интернет-газета в системе интернет-журналистики. Специфика сетевых средств массовой информации. Электронная версия газеты "Ведомости" в системе россий...