Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Выразительно-экспрессивные средства оформления газеты

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Поэтапное создание дизайна газеты, основные принципы реализации ее авторского дизайна. Механизм восприятия текста газеты. Порядок создания макета, выбор размера и вида шрифта для заглавия, подзаголовка, надзаголовка, вёрстка иллюстраций и фотографий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный университет

Институт журналистики

Факультет журналистики

Кафедра периодической печати

Курсовая работа на тему

«Выразительно-экспрессивные средства

оформления газеты»

студентки 2 курса

Руководитель

Минск

2011

Оглавление

  • Введение
  • 1. Эффективное чтение - время, посвящённое чтению
  • 1.1 Механизм восприятия газеты
  • 1.2 Макет страницы
  • 1.3 Столбец газеты
  • 2. Редакционное пространство - постоянные рубрики, тематические колонки
  • 2.2 Просвет на странице
  • 3. Графическая одежда - макет, выбор размера и вида шрифта для заглавия, подзаголовка, надзаголовка, «выделения», лида, текста
  • 3.1 Заголовки текстов
  • 3.2 Текстовый шрифт
  • 3.3 Графические выделения в тексте
  • 3.4 Бенкарт и шевц
  • 4. Место текстов на странице
  • 5. Типографские отличия на странице
  • 6. Фотография как типографский элемент
  • 6.1 Вёрстка иллюстраций
  • 6.2 Кадрирование
  • 6.3 Место снимка на странице
  • 7. Наборы: горизонтальный и вертикальный
  • 8. Цвет в газете
  • 9. Ритм газеты
  • 9.1 Первая страница
  • 9.2 Последняя страница
  • Заключение

Введение

Самая важная часть газеты - текст. Но не менее существенно и то, как он представлен читателю, особенно сейчас, в век цивилизации, которая в большей степени руководствуется образами.

Читатель может выбрать из сотни газет одну, а то и вообще ни одной не купить. Поэтому у журналиста нет выбора: он не может рассчитывать на то, что его хорошие тексты заинтересуют аудиторию лишь потому, что они хороши. Взгляд потенциального клиента нужно «перехватить» уже в тот момент, когда он подходит к прилавку газетного киоска.

Одно из основных заданий редакции состоит в том, чтобы направить взгляд того, кто читает номер, по наиболее эффективному пути. Это чем-то напоминает работу мерчендайзеров супермаркетов, когда они выкладывают на полках товары так, чтобы покупатели, кружа в море предложений, не только легко находили желаемые продукты, но также обращали внимание и на те, которые им «ненавязчиво рекомендуют».

Прежде чем стать читателем, потенциальный клиент выступает в роли зрителя, поэтому любое издание должно заинтересовать его визуально.

По сути, для читателя не важно, какие типографские знаки помещены на страницах издания, как не важны размеры и вид шрифта, наличие рамок, линий, символов и т.д. Он просто хочет быстро и с комфортом прочитать газету. И именно в этом действии - чтении - ему должен помочь графический проект.

До 1991 года гражданская система газет в бывших советских республиках не имела такого большого значения, как сейчас. Редакции изданий, собственно, так же, как и производители других товаров народного потребления СССР, не придавали должного значения обложке, внешнему виду продукта.

В настоящее время темп жизни и необычайно острая конкуренция на рынке отечественных масс-медиа привели к многократному увеличению объёма выпускаемых газет, открыли доступ к ранее неведомым источникам информации. Сюда можно отнести и возросшее влияние телевидения, и развитие Интернета. Это вынуждает редакции создавать такие графические проекты газет, которые бы сэкономили время клиентов, предназначенное для чтения, облегчили бы поиск нужного материала и его восприятие.

Яркий пример изменений, которые произошли на рынке печати, - телевизионные программы, которые публикуются на страницах газет. Пятнадцать лет тому назад для них выделялось едва ли полстраницы, сейчас же на это уходит порой до 32 страниц.

1. Эффективное чтение - время, посвящённое чтению

Чтение газеты - это, по сути, два зрительных процесса. Первый - просмотр, когда глаза читающего пробегают по находящимся на видном месте типографским элементам, таким как заглавие, надзаголовок, лид, фотография и подпись под ней, фрагмент статьи (привлекающий внимание более крупным шрифтом, графическим элементом, например линией или кавычками). Второй - собственно чтение. Если читателя, покончившего с первым процессом, разочаруют форма или содержание журналистского произведения, то не нужно рассчитывать на то, что он прочтёт хотя бы первый абзац текста после лида. Такой материал уже мёртв.

Графическое оформление (лэйаут) - это искусство заполнения поверхности на всех покрытых печатью страницах газеты (с применением, например, текстовых шрифтов, рамок, заголовков, срединных заглавий, подчёркивания, снимков, рисунков, таблиц, рекламы). Очень важно, чтобы каждый из типографских элементов выполнял необходимые функции и не мешал восприятию содержания.

Графическая система газеты должна быть прежде всего функциональной. Нужно запомнить, что пестрота - враг ясности.

1.1 Механизм восприятия газеты

С детства мы привыкаем автоматически направлять взгляд в определённое место, чтобы оттуда перевести в другое. Поэтому имеет значение, где на странице поместить текст журналиста. Специалисты, исследующие механизм восприятия прессы, заметили, что взгляд человека прежде всего задерживается на левом верхнем углу поля, на той трети страницы, которая расположена чуть ниже угла. Затем он передвигается в правый верхний угол. На третьем этапе взгляд перемещается по диагонали на нижнее поле левой страницы, а потом останавливается в правом нижнем углу.

Если условно разделить страницу газеты на четыре поля, то их ценность можно представить следующим образом:

33 %

28%

23%

16%

Как применить данное правило на практике? Самый важный материал страницы помещается вверху её, лучше по левой стороне. В правом верхнем углу можно расположить статью, которая, с точки зрения актуальности, идёт на втором месте. Затем - по диагонали - взгляд читателя направляется в левый нижний угол газеты: туда отправляется следующий по важности текст. Третий из вышеназванных материалов более всего нуждается в интересном заголовке, иллюстрациях, инфографике. В правом нижнем углу путь для чтения заканчивается - идеально для того, чтобы поместить постоянные редакционные рубрики. дизайн газета верстка

Принцип «слева направо» сопутствует нам на каждой странице. Хотя нет правил без исключений. Так, в американской газете The New York Times передовая статья всегда располагается в правом верхнем углу, второй по важности материал - идёт слева.

Исследования восприятия прессы показали также, что если страницу разделить на две вертикальные части, то ценнее окажется правая сторона (56% относительно 44% для левой). При разделении же страницы на три горизонтальные части:

60%

30%

10%

Можно усиливать материалы сильными заглавиями и удачными иллюстрациями (снимками), что быстрее привлечёт взгляд читателя. С одним только «но». Если направить взгляд читателя, например, сразу в правый нижний угол, то он утратит естественный для глаз ритм восприятия и к другой половине страницы вернётся с трудом.

Флажок.

Равнение налево также обязательно в тексте. Если текст с неровным окончанием строк (так называемый флажок) справа не мешает чтению, а даже избавляет страницу от некой монотонности, то нет смысла его выравнивать. Некоторые редакции использую флажки для выделения комментария или особого, не связанного с текстом высказывания. Часто их набирают другими шрифтами.

В редакции газеты «Родныя вытоки», где работаю я, пробовали флажком выделять лид или врезки, но как-то он у нас не прижился.

С заглавиями на страницах поступают по-разному, хотя чаще всего выравнивают слева. Здесь важную роль играет незаполненное пространство (так называемый просвет), которое притягивает взгляд читателя разными размерами шрифтов. Можно встретить газеты с заголовками, расположенными в середине, есть издания, где они «плывут» направо (впрочем, подобные случаи редки).

В газете «Родныя вытоки» постоянно заголовок шёл по середине. С недавнего времени мы стали прижимать его влево.

<...
Другие файлы:

Разработка модели периодического издания
Задачи и принципы оформления периодических изданий. Постоянные элементы газеты. Пробельные материалы, линейки и украшения. Иллюстрации в газете и журн...

Дополнительные средства оформления текстов (разработка урока, 11 класс)
Расширение представлений об использовании новых информационных технологий в практической деятельности, развитие творческих способностей на уроке инфор...

Рубрики в системе номера
Потребность печати в модели периодического издания. Тематическая концепция издания, содержательная модель. Моделирование работы коллектива, сетевой гр...

Учимся читать выразительно. 2-4 классы
Предлагаемая в пособии система заданий и упражнений поможет младшим школьникам овладеть произносительной техникой (дыханием, голосом, дикцией), вырази...

Я читаю выразительно. (Развитие техники чтения)
Рабочая тетрадь по развитию техники чтения. Ребенок научится определять, какое настроение выражено в тексте. Он сможет передать голосом радость и грус...