Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Возникновение и становление радио как средства массовой информации

Тип: реферат
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
История отечественного радиовещания. Радио тоталитарного государства, во время Великой Отечественной войны. Передачи, посвященные завоеванию космоса. Радио "перестройки и гласности". Радиовещание в условиях рынка. Независимые средства массовой информации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Реферат по предмету «Техника и технология СМИ»

Тема: Возникновение и становление радио как СМИ

Выполнила: студентка 2 курса группы № 1581з Золотарева Евгения Вячеславовна

Проверил: преподаватель техники и технологии СМИ Рюхов Павел Сергеевич

Барнаул 2009

Содержание

1. Введение.

2. Основная часть:

2.1 Становление радиопрограмм;

2.2 Радио тоталитарного государства;

2.3 Радиовещание в годы ВОВ;

2.4 Радио тоталитарного государства (продолжение);

2.5 Радио «перестройки и гласности»;

2.6 Радиовещание в условиях рынка.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

Приложения

А над нами с утра, а над нами с утра,

Как кричит вороньё на пожарище,

Голосят рупора, голосят рупора:

«С добрым утром! Вставайте, товарищи!»

И потом, досыпая, мы едем в метро,

В электричке, в трамвае, в автобусе,

И орут, выворачивая нутро,

Рупора о победах и доблести.

И спросонья бывает такая пора,

Что готов я - в припадке отчаянья-

Посшибать рупора, посбивать рупора

И услышать прекрасность молчания…

А. Галич(4)

1. Введение

Более чем полвека тому назад журнал «Радиолюбитель» (1924, № 1) узаконил употребление термина «радиовещание», вытеснившего бытовавшие в прежние годы понятия «радиотелефония» и «широковещание», Прошло немало времени, прежде чем вновь введенный термин окончательно утвердился в строго определенном значении. Сейчас трудно сказать, где, когда и кем впервые было употреблено это слово; гораздо более существенным представляется нам вопрос о том значении, которое в него вкладывается.

«Младенец» XX века воспитывался всем ходом общественного прогресса, а в последние десятилетия -- грандиозными сдвигами, которые повлекла за собой научно-техническая революция. В результате радио заговорило во всеуслышание на всех языках мира.

«Большая Советская энциклопедия» в 1955 г. определяла радиовещание как «передачу по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и изображений (!?)». В опубликованном в 1974 г. справочнике Д. Григораша «Журналистика в терминах и выражениях» сообщается, что «радиовещание» -- «способ передачи разнообразных звуковых программ широкой аудитории через эфир или по проводам».

Ни одна из приведенных формулировок фактически не раскрывает ни родовых, ни видовых признаков определяемого понятия, ограничиваясь лишь указанием на те или иные трансляционные формы или вовсе о них умалчивая. Поэтому для окончательного определения необходимо собрать и систематизировать все составляющие элементы.

Во-первых, единственным материальным сигналом, при помощи которого складывается в воображении коммуникатора субъективный образ объективного мира, являются звуковые колебания, проявляющиеся в документальных шумах, музыке и звучащей речи. Поэтому только указанные звуковые явления могут выполнять функции изобразительных средств в радиовещании. Монтаж, причисляемый некоторыми теоретиками к «четвертому киту», не может, следовательно, быть поставлен рядом с ними. Он выполняет лишь композиционную роль по отношению к данному звуковому трио.

Во-вторых, радио является одним из наиболее оперативных СМИ, поскольку в самой природе произнесенного перед микрофоном слова заложены широчайшие возможности воссоздавать субъективный образ объективного мира посредством мобильной системы технических средств «без бумаги и расстояний».

Оперативность -- важнейшая особенность радиовещания -- еще не определяет его специфики как особого вида (вместе с тем, обращаем внимание на то, что в наиболее экстремальных ситуациях, моментах катастрофы, и в этом все мы успели убедиться в последнее десятилетие, именно радио приобретает функцию главного информатора и организатора). Наконец, радио только в том случае может обеспечить себе слушательскую аудиторию, т.е. проявиться в качестве такового, если будет понятным и нужным слушателю. В самой природе микрофонного вещания коренится, следовательно, необходимость ориентации на восприятие теми или иными демографическими группами с учетом их идейного, культурного и психологического опыта. Таким образом, отмеченные черты и признаки радиовещательного процесса позволяют дать ему обобщающее определение: радиовещание -- это оперативное средство массовой информации и пропаганды, которое обладает документальными, публицистическими и художественными формами звуковой организации речи, шумов и музыки в процессе ориентированной на определенную аудиторию передачи информации, распространяемой по радиотехническим каналам.

Разумеется, такое определение не лишено доли условности. Оно не охватывает и не может охватить всех признаков объекта, будучи, как и всякое определение, не тождественно ему: основные параметры, система функционирования, участники коммуникативного процесса вошли в его состав. Однако важнейшему составляющему любого масс-медиа явно не нашлось места в определении явно социологического толка. Это непосредственная зависимость каналов информации от власти, идеологический контроль со стороны государственной идеологии и партийно-государственной системы управления идеологией и культурой, проявляющийся в различной степени в зависимости от исторического периода. Понятие неизбежности этой зависимости даже в условиях демократического общества и юридического отсутствия цензуры вовсе не освобождает нас от необходимости воссоздать в ретроспективе тот механизм управления и влияния, который в конечном счете явился и продолжает являться совершенным инструментом формирования национального самосознания, манипуляции общественным мнением, достижения политических целей. (1)

2. Основная часть

2.1 Становление радиопрограмм

Отечественное радиовещание имеет богатую и сложную историю. По вопросу о конкретной дате начала массового вещания в России мнения расходятся.

12 октября 1924 года начались ежедневные передачи московской радиостанции имени АС, Попова (Сокольническая радиостанция).

23 ноября того же года открылись регулярные радиопрограммы станции имени Коминтерна. Существуют различные аргументы в защиту каждой из указанных дат как времени начала массового радиовещания.

Нельзя забывать и о более ранних радиотелефонных передачах, обращенных к. массовой аудитории. К весне 1921 года инженерами Казанской базы радиоформирований (военно-техническая база типа арсенала) был сконструирован усилитель, благодаря которому разговор по телефону можно было передать через рупор наподобие граммофонной трубы. Такие рупоры были установлены на двух площадях Казани 1 мая 1921 года, и через них передавались тексты газетных статей. Об этом 7 мая 1921 года московские газеты напечатали информацию РОСТА (Российское телеграфное агентство) и подборке сообщений о праздновании Первого мая на местах. В тот же день правительство запросило письменный отчет о работе в области радиотелефонии и выступило с предложением распространить казанский опыт на Москву и Петроград.

С 28 мая по 1 июня 1921 года громкоговорящая радиотелефонная установка была испытана в Москве; рупоры установили на балконе здания Моссовета, а 17 июня передачи Центральной радиотелефонной станции начали транслировать на шести площадях Москвы. Их содержание составляли телеграммы РОСТА, материалы из газет, а также лекции и доклады, подготовленные специально для передач из студии, оборудованной на Центральной радиотелефонной станции.

Таким образом, первыми в истории отечественного радиовещания передачами, обращенными к массовой аудитории, правомерно считать вещательные программы вербального характера, выпускаемые в свет с 22 июня 1921 года регулярно и ежедневно (с 21 до 23 часов, за исключением ненастных дней). Они несли в себе контуры современной радиопрограммы, составленной как комплекс сообщении, разнохарактерных по содержанию и структуре.

Однако необходимо уточнение, касающееся изобретателей радио -- А.С. Попова в России и Т. Маркони в Италии. Будучи первооткрывателями средства связи, никакого средства массовой информации и культуры они не изобрели. Этот факт никоим образом не умаляет исторического значения их технического открытия.

25 апреля (7 мая) 1895 года русский ученый А.С. Попов выступил с научным докладом и демонстрацией прибора, который был назван "грозоотметчиком". В заключение ученый выразил надежду, что этот прибор в будущем может быть применен для передачи сигнала на расстояние без проводов.

Уже в марте 1896 года А.С. Попов продемонстрировал свое открытие на практике, передав первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: "Генрих Герц". Имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения Попова, было передано на расстояние 250 м азбукой Морзе.

В этом же году итальянский ученый и предприниматель Гульельмо Маркони получил патент от английского правительства на такое же изобретение. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патенто...

Другие файлы:

Средства массовой информации и ребенок
Сущность понятия "средства массовой информации". Условия функционирования массовой коммуникации. Виды периодических изданий. Негативное воздействие СМ...

Средства массовой информации, как орудие политической борьбы в современной России, на примере выборов
Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества и политическая борьба в России неразрывно связана со С...

Средства массовой информации
Определение необходимости использования средств массовой информации специалистами "Паблик рилейшнз" как способа привлечения внимания аудитории. Характ...

Аудитория
Средства массовой информации как один из важнейших участников социальных отношений. Трактовка понятия "аудитория" в социологической литературе. Образ...

Языковые приемы в текстах средств массовой информации
Тенденции развития средств массовой информации, их типология. Современные СМИ Великобритании. Становление и развитие телевидения как средства массовой...