Взаимодействие контента и жанра в спортивном медиадискурсе (на материалах отечественных газет второй половины XX – начала XXI вв.)
Краткое сожержание материала:
Размещено на
8
Размещено на
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра истории и правового регулирования массовых коммуникаций
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Специальность Журналистика
Взаимодействие контента и жанра в спортивном медиадискурсе (на материалах отечественных газет второй половины XX - начала XXI вв.)
Автор работы
Ю.О. Гараев
Краснодар 2012
Содержание
Введение
1. Развитие спортивной журналистики в России как предпосылка формирования особого медиадискурса
1.1 Спортивная журналистика в системе СМИ и её функции
1.2 Спортивные периодические издания середины XX века
2. Контент спортивного медиадискурса в аспекте современного этапа развития журналистики
2.1 Характерные составляющие спортивной журналистики начала XXI века
2.2 Современный рынок спортивной прессы
3. Направления взаимодействия между контентом и жанром
3.3 Преобладающие жанры в современной прессе РФ
3.2 Анализ контента и жанров в спортивных журналистских материалах
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Данная дипломная работа посвящена взаимодействию контента и жанров в спортивном медиадискурсе (на материалах отечественных газет второй половины XX - начала XXI вв).
Целью данной работы является освещение взаимодействия контента и жанров материалов спортивной журналистики. Социальная значимость спорта, интерес к нему, вызванный непредсказуемостью результатов, постоянной интригой, присущей соревнованиям и привлекающей внимание болельщиков, делают спорт привлекательным для освещения его проблем журналистами различных изданий, для репортажей о наиболее значимых соревнованиях.
День спортивного журналиста (World Sports Journalists Day) отмечается ежегодно 2 июля. В этот день 1924 года в Париже была образована Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС), которая сегодня объединяет почти полторы сотни национальных союзов. Спорт во все времена был и остается той объединяющей силой, которая сплачивает не только отдельных людей, но и целые страны и континенты. http://www.calend.ru/holidays/0/0/58/ Миротворчество, дух честной борьбы, стремление к здоровому образу жизни - эти слагающие современного спорта объединяют в себе лучшее из того, что человечество достигло за время своего существования.
Понятие спортивной журналистики рассматриваем с опорой на сложившуюся традицию: спортивная журналистика - это социально-значимая деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной спортивной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, интернет), опирающаяся на специальный предмет рассмотрения описания, анализа и аудиторию. В течение нескольких десятков лет и до сих пор спортивная информация, спортивная периодика занимает самостоятельное место в средствах массовой информации. Солганик Г.Я. Спорт в зеркале журналистики М., 1989. Согласно Т. Г. Добросклонской, медиадискурс - это совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс М., 2006 C. 67-98. Важным остается рассмотрение вопроса о влиянии различных областей СМИ на формирование идеологии, а значит, и идеологическое воздействие спортивной журналистики на общественное сознание. Аналитическое осмысление этих проблем нельзя сегодня назвать достаточно активным. В России существует национальное объединение представителей спортивных СМИ - Федерация спортивных журналистов России. Она объединяет спортивных журналистов 80-ти субъектов РФ. Основные цели Федерации - развитие спортивной журналистики, пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни, помощь ветеранам спортивной журналистики. Сизоненко В.А. Типологические особенности речевого жанра //спортивный репортаж СПб., 1985 С.17. В современной печати большое место уделяется спортивной тематике. Существуют массовые специализированные издания, как газеты «Спорт-экспресс», «Советский спорт», «Футбол», «Весь хоккей», журналы «Легкая атлетика», «Лыжный спорт», «Планета баскетбол», «Физкультура и спорт», «Теннис плюс» и многие другие, издающиеся на федеральном уровне. В регионах и республиках России печатаются местные специализированные издания. Слюсаренко Е.А. Специализированые журналы о спорте типологические и профильные характеристики М., 2003. Помимо общеспортивных газет и журналов, а также печатной продукции, посвященной одному виду спорта, нельзя не обратить внимание на многочисленные общественно-политические издания. В них спортивная тематика сегодня присутствует как непременный элемент, и по суммарному объему выдаваемой информации, как минимум, не уступает специализированной печати. Каждое новое явление в журналистике является порождением последней эпохи, связанное с изменениями, произошедшими в обществе.
Актуальность исследования заключается в возросшем значении спорта в свете тенденций общественного и государственного развития РФ в 21веке:* особыми функциями специализированных спортивных журналов по организации и расширению действующих механизмов массовой коммуникации между субъектами спортивной деятельности;* широким представительством сегмента специализированных журналов на общем рынке спортивной периодики;
Степень изученности избранной проблематики неравномерна. Оговорим 2 её аспекта:
Во-первых, понятие медиадискурс разрабатывается активно, отмечаются политический, культурный медиадискурсы, но спортивный медиадискурс как особая сфера специально не обоснованна и не характеризована.
Во-вторых, соответствующие материалы в исследованиях журналистики и тд. освещается Добросклонской Т. Г., указываются особенности жанра, контента, однако при этом феномен дискурса используется выборочно не вполне системно.
Объектом - данной дипломной работы были выбраны спортивные издания «Советский спорт», «Спорт-Экспресс» и другие издания, где прослеживается преобладание спортивного контента и жанрового своеобразия в материалах журналистов.
Достижение поставленной цели предусматривает решение ряд исследовательских задач:
1) Рассмотреть понятия, функции и характеристики спортивной журналистики в России. Дать характеристику спортивной прессы СССР второй половины 20 века.
2) Рассмотреть на примерах контента газет «Советский спорт» и «Спорт Экспресс» тенденции жанров в современной спортивной журналистики.
3) Динамика специфичного спортивного языка, актуальные и преобладающие жанры.
Одной из задач изучения медиадискурса является определение степени предвзятости медиатекстов, степени их включенности в определенный (профессиональный, идеологический, политический и т.д.) контекст, а также степени включенности в совместное конструирование смыслов аудитории, журналистов, специалистов по рекламе и прочих участников массовой коммуникации. Поскольку процессы смыслообразования протекают на нескольких уровнях - на содержательном, структурном и формальном, то дискурс-анализ направлен на описание включенных и исключенных тем, иерархического размещения информации в медиатекстах и их фрагментах, лексической и стилистической репрезентации информации. Кожемякин Е.А Дискурс-анализ массовой коммуникации Белгородский государственный университет 2012., С.151-160.
Предметом исследования является контент спортивных газет второй половины 20 века и начала 21 века.
Хронологические рамки - вторая половина XX - начало XXI вв.
Гипотеза исследования - жанровое своеобразие современной прессы свидетельствует о том, что построение материалов имеет итог обратной связи на контакт с читателем, тенденции выбора читателем своего любимого журналиста.
Методы исследования - эмпирический, сравнительный анализ, дедуктивный и контент анализ.
Российская спортивная журналистика вышла из советской прессы. Этому свидетельства и сохранившиеся с советских времен издания («Известия», «Комсомольская правда», «Советский спорт») и журналистские кадры, продолжающие работать в новых условиях. Сегодня мы имеем полное право говорить о существовании спортивной журналистики. Тем не менее, не может настораживать тенденция превращения многих изданий, как общественно-политических, так и специализированных, в продукт желтой прессы. Новые тенденции обращения к бытовой стороне спорта и к жизни спортсменов порой некорректны. Происходит и сужение интересов общеполитических изданий до одного вида спорта (футбола), что заметно обедняет кругозор читателя и отрицательно сказывается на популяризации спорта вообще. В современном обществе спорт обладает огромной значимостью, являясь не только популярным видом зрелищ, но и мощным фактором социальной интеграции. Восприятие спортивных состязаний во многом опосредовано деятельностью масс-медиа, информирующих об актуальных событиях и способствующих внедрению в социальную практику определенной системы ценностей, установок и образцов поведения. Важная роль отводится развлече...
Жанр русского романса в литературе и музыке второй половины XIX века
Изучение истории возникновения жанра романса в русской музыкальной культуре. Соотношение общих признаков художественного жанра и особенностей жанра му...
Исторические источники второй половины XIX – начала XX века: статистика
Статистика - система сбора сведений для обеспечения обратной связи в системах управления разного уровня. Исследование исторических источников демограф...
Русская живопись второй половины XIX века
Характеристика основных направлений в русской живописи второй половины XIX в. Особенности написания портретов. Отличительные черты пейзажей того време...
Особенности жанра репортажа и репортажного письма на примере газет "АИФ", "МК", "КП" и интернет-издания Лента.ру
Особенности репортажа и репортажного письма как жанра. Изучение и обобщение опыта отечественной журналистики в области репортажа как жанра журналистик...
Митрополит Димитрий Ростовский в церковной и культурной жизни России второй половины XVII − начала XVIII вв.
Цель диссертации − дать характеристику Димитрия Савича, митрополита Ростовского как церковного и культурного деятеля России второй половины XVII...