Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Анализ языковой личности Всеволода Богданова

Тип: реферат
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Журналистская деятельность российского журналиста В. Богданова. Эмоционально-экспрессивная лексика, метафоры, особенности синтаксиса и пунктуации в лексиконе языковой личности Богданова. Концепт журналистики и прецедентные тексты в материалах журналиста.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Анализ языковой личности Всеволода Богданова

План

  • 1. Биография
  • 2. Лексикон
  • 3. Концепт журналистики
  • 4. Концепт PR
  • 5. Прагматикон
  • 6. Использованные материалы

1. Биография

Богданов Всеволод Леонидович родился 6 февраля 1944 года в Архангельской области. Окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета. (Ныне - почётный профессор этого университета).

Журналистскую деятельность начал с сотрудничества с редакцией Архангельского радио. 1969 - 1980 г. г. - работал в газете "Магаданская правда"; 1981 - 1986 г. г. - собственный корреспондент газеты "Советская Россия" по Карелии и Мурманской области. 1986 - 1989 г. г. - начальник Главного управления периодических изданий Госкомиздата; 1989 - 1991 г. г. - генеральный директор Генеральной дирекции ЦТ.

В 1992 году на съезде Союза журналистов России избран Председателем Союза. В 2008 году - переизбран на новый срок. Член исполкома Международной Федерации журналистов

С января 1998 г. - председатель Совета Национального профсоюза журналистов России.

С ноября 1998 г. - президент Международной конфедерации журналистских союзов (МКЖС).

Женат, имеет троих дочерей. Все члены семьи, кроме старшей дочери, профессиональные журналисты.

2. Лексикон

Метафоры:

1 - важная черта времени, газета выступала, это трагедия нашей профессии, они - ребята горячие;

2 - народ против меня в первый раз, если хозяин потребовал, надо выполнять, не могу кидать в него камни, вот свобода СМИ дорогого стоит, они должны отвернуться от такого медиа-бизнеса, нельзя диктовать, журналист старой школы, какой шквал мнений, идет гламур невыносимый, какой идет ор, вы топчетесь на моей спине, они возьмут под козырек, вы наивные беспредельно, кровь из носа это сделаем, журналист это глаза и уши общества, газета погибала, смертная тоска, мы все делаем почти из воздуха, пытаются поставить на ноги;

3 - обладал острым языком, нация разговаривает сама с собой, СМИ являются инструментом власти, я на колени перед ним встану;

4 - стали почивать на лаврах, кто не изменил профессии, административное рвение угодить власти;

5 - бурная реакция общества, вал возмущения.

Эмоционально-экспрессивная лексика:

1 - "регионки", обычный человек, один из миллионов;

2 - там человек сто людей, мы горячо поддерживаем, потрясающее заседание, ситуация была потрясающая, вы, конечно, это классно заметили, любые наши хождения, революционный шаг со стороны правительства, медийный рынок их не колышет, мне пойти и сжечь себя на Красной площади в знак протеста, гигантский энтузиазм;

4 - звучат в наш адрес слова "продажные журналюги", желание "попасть в струю" политической жизни;

5 - десятки громких уголовных дел и расправ, в этом "клубе детей погибших журналистов".

Особенности синтаксиса и пунктуации

Градация:

1 - Но никто не думает о том, что это будет за издание, кому оно предназначено, почему его должны покупать. Поэтому текст должен быть весомым, продуманным, с доказательствами.

2 - Если говорить о человеке, который пришел в медийной бизнес зарабатывать деньги, он должен придти к следующим выводам: я делаю газету, журнал, канал телевизионный, создаю условия вместе с журналистами и я знаю, что я добьюсь успеха материального и экономического, если будет высокий тираж и высокий рейтинг. Эта картинка показала, что там происходило, какие были мнения и суждения, картинка - иллюстрация, видеоряд. У нас 300 убитых - никто кроме нас не занимается до конца расследованием убийств, никто кроме нас не занимается помощью семье, которая попала в беду. У нас этих судов видимо-невидимо, судов, поездок, мы выезжаем в регионы. Мы ходили, защищали, ездили.

Риторические вопросы:

2 - А почему вы не обратитесь к Общественной палате - что они не пробивают? И что, мне пойти и сжечь себя на Красной площади в знак протеста? Мы их ставили неоднократно - сколько еще можно? Что сегодня произошло с российским журналистом? Кто кроме нас этим занимается?

3 - В России убито более 300 человек, кто занимается помощью семьям погибших, какое СМИ?

5 - В связи со зверским избиением журналиста из Подмосковья Михаила Бекетова в обществе развернулась дискуссия, а тот ли это человек, которого нужно особо защищать, правое ли дело, за которое Михаил боролся в своей газете, или насколько эффективно эта газета влияла на жизнь общества? И никто не задает вопроса: а почему же мы не можем дождаться результатов расследования столь же громких убийств и расправ над нашими коллегами?

Вывод:

Лексикон языковой личности Всеволода Богданова не блещет фигурами речи и эмоционально-экспрессивными элементами. В малых количествах можно встретить "легкую" метафору, фразеологизмы, прецедентные феномены. Особенностями синтаксиса и пунктуации являются градация, риторические вопросы, многоточия. Иногда прослеживаются речевые штампы.

Речь говорящего серьезна, пряма и точна. Богданов конкретно излагает свою точку зрения, которая не требует лишних объяснений и уточнений.

3. Концепт журналистики

Журналистика - деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.); научная дисциплина журналистика возникла с созданием печати. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. появились фото - и киножурналистика, в 20-40-е гг. 20 в. - радио - и тележурналистика.

1. Литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах. Заниматься журналистикой.

2. собир. Периодические издания. Спортивная ж. (Толковый словарь Ожегова)

Этимология. Слово журнал заимствовано из французского языка в Петровскую эпоху. Французское journal возникло на базе сочетания papier journal "ежедневная газета", где journal "ежедневный" восходит к латинскому diurnalis ("Этимологический словарь русского языка". Т.1, вып.5, 1973, под ред. акад.Н.М. Шанского).

В русском языке слово журнал претерпело смысловые изменения, стало многозначным:

1) повременное (периодическое) издание политического, научного или литературного характера;

2) повременная запись событий и происшествий;

3) книга для записи успеваемости учащихся.

Слово журналист, как и журнал, заимствовано из французского языка в 18 веке. Это слово впервые отмечается у М. Ломоносова ("О должности журналистов"). Французское journaliste - производное от journal. Существительное журналист тоже встречаем у А. Пушкина ("Евгений Онегин"). Оно вошло в лексикон всех славянских языков.

А слово журналистика, утверждают этимологи, по образованию русское. Оно образовано при помощи суффикса - истик-. Таких слов в русском языке сравнительно много: романистика, шагистика, формалистика, ерундистика и др.

Слово журналистика и слово во французской звуковой оболочке (journaliste) встречаем в славянских языках; в некоторых языках две формы; укр. журналiстика, белор. журналiстыка, болгар. журналистика и журнализъм.

Если слово журналист однозначное (литературный работник газет, журналов и других периодических изданий), то слово журналистика имеет два значения:

1) периодические издания (русская журналистика; журналистика 19 века);

2) одна из форм литературной деятельности (профессия журналиста).

Фразеологизмы. Живая газета, глухое радио, желтая пресса, устный журнал, четвертая власть.

Прецедентные тексты.

1. Журналистика не стоит в стороне от жизни страны, считая подписчиков и рассчитывая лишь на то, чтобы журнальные воротилы были сыты, а принимает действительное участие в жизни. [М.Е. Салтыков-Щедрин. Мелочи жизни (1886-1887)]

2. Ї Нет, именно репортёр. Журналистика Ї это стиль, идеи, проблемы… А репортёр передаёт факты. [Сергей Довлатов. Заповедник (1983)]

3. Журналистика Ї поле для всех открытое, где всякий может свободно оправдываться, опровергать и даже в свою очередь клеветать. [М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма к тетеньке (1881-1882)]

4. Журналистика не стоит в стороне от жизни страны, считая подписчиков и рассчитывая лишь на то, чтобы журнальные воротилы были сыты, а принимает действительное участие в жизни. [М.Е. Салтыков-Щедрин. Мелочи жизни (1886-1887)]

5. Реальная журналистика либо запугана, либо подкуплена и никаких моральных принципов не имеет. [Леонид Велехов. "Сначала за...

Другие файлы:

Языковой портрет личности
Языковой портрет музыканта на примере певицы Adele, ее семантико-синтаксические, лексические и морфологические особенности. Отражение языковой личност...

Анализ языковой личности Николая Сванидзе
Николай Карлович Сванидзе - российский тележурналист, историк, профессор, заведующий кафедрой журналистики Института Массмедиа РГГУ. Список произведен...

Анализ языковой личности Н.А. Дуровой: лексико-семантический уровень
Предпосылки создания теории языковой личности. Лексемы "мать" и "отец" как универсальные доминанты в дискурсе Н.А. Дуровой. Лексико-семантическое поле...

Жизнь и деятельность А.А. Богданова
Биография А.А. Богданова. Анализ его работы "Тектология" как исторической предпосылки для возникновения общей теории систем, а впоследствии системного...

Эмоциональный уровень языковой личности и средства его объективации
Основные уровни языковой личности: вербально-семантический; тезаурусно-когнитивный; мотивационно-прагматический. Механизмы объективации эмоциональных...