Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »География

Типы экологического мышления береговедов и берегопользователей

Тип: статья
Категория: География
Скачать
Купить
Типы экологического мышления береговедов и берегопользователей М.Б. ШилинС использованием Q-методологии в социально-психологических исследованиях изучено экологическое мышление (мотивация, убеждения, представления) специалистов и экспертов в области береговедения, а также практических берегопользователей. На основе анализа выполненных Q-сортировок выделено шесть типов экологического мышления. Обсуждены основные особенности и различия выделенных типов. Определены идеи и убеждения, которые могут быть положены в основу консенсуса для принятии решений при управлении береговой зоной.ВведениеДля разработки эффективных программ управления прибрежными экосистемами необходима информация о разнообразии типов экологического мышления различных групп людей, вовлеченных в принятие решений в береговой зоне. Не располагая информацией такого рода, невозможно прийти к консенсусу при принятии экологически значимых решений, направленных на устойчивое развитие морских побережий. Между тем большинство экологических исследований, выполненных в береговой зоне, посвящено оценке либо биологического разнообразия, либо разнообразия прибрежных биотопов. Особенности же экологического мышления ("культурное разнообразие") применительно к береговой зоне практически не изучались – возможно, потому что это требует использования специальных социологических и психологических методов исследования, не входящих пока в арсенал современных ученых.В нашем исследовании мы изучили экологическое мышление береговедов (экологов, географов, биологов и специалистов по управлению береговой зоной) и практических берегопользователей, заинтересованных в оценке и контроле экологического состояния береговой зоны, а также в разработке устойчивой стратегии ее использования. Целью исследования было выяснить, насколько отличаются (или, наоборот, совпадают) их представления об основных экологических понятиях и проблемах. Как оценивают они разнообразие, сложность и устойчивость прибрежных экосистем? Какие цели представляются им первоочередными при осуществлении управления береговой зоной? Насколько реальной является задача объединения их усилий для обеспечения устойчивого развития береговой зоны?Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:– идентифицированы основные факторы, определяющие тот или иной тип экологического мышления:– определены ключевые различия между выделенными типами.Материал и методы исследованияQ-методология была разработана почти 65 лет назад для анализа субъективного личностного отношения различных индивидов к какому-либо предмету интересов (объекту исследований) [20]. В настоящее время она применяется в психологии, социологии, политологи и ряде других наук, в том числе – энвайронментальных [3, 9]. В последние годы она используется для поиска оптимальных решений при экоситуационном анализе [7, 13]. Мы выбрали эту методологию по причине возможности проведения на ее основе оперативных и недорогих экспрессных исследований.В соответствии с Q-методологией группа экспертов (Р-подборка) размещает набор определенных положений, идей, высказываний и утверждений по предмету исследований (Q-подборка) в заданном порядке. В нашем случае предметом исследования явилась береговая зона – уникальная контурная экосистема, являющаяся средоточием интересов берегопользователей и береговедов во всем мире [12,18].Р-подборка составляется из числа людей, имеющих интерес и знания касательно предмета исследований. В нашем случае это были 30 экспертов – профессиональных береговедов из университетов России (Санкт-Петербургский государственный технический университет, Российский государственный гидрометеорологический университет) , США (университет Джорджии – Этенс, и университет Флориды – Гейнсвилл) и Канады (университет Британской Колумбии), а также практические берегопользователи (рыбаки, фермеры-рыбоводы, судовладельцы), активно осваивающие ресурсы береговой зоны. При составлении Р-подборки были охвачены люди с разным уровнем образования, высказавшие широкий спектр мнений по ключевым вопросам, касающимся береговой зоны.Число экспертов при проведении Q-исследований обычно не превышает нескольких десятков. Q-методология, таким образом, отличается интенсивным подходом (в отличие от традиционного экстенсивного, требующего анкетирования значительного числа корреспондентов) .Q-подборка составляется на основе анализа материалов дискуссийи, семинаров, конференций, публикаций, выступлений в СМИ и т.п. по предмету исследований. Положения Q-подборки несут информацию о том, "что говорится" по поводу предмета исследований. Совокупность того, "что говорится" по обсуждаемой проблеме, образует "конкурс идей" [21], который и служит основным информационным материалом для принятия решений. Q-подборка является "выжимкой" из "конкурса идей" и должна репрезентативно отражать все имеющиеся в нем точки зрения. При этом точку зрения (обычно высказываемую открыто) нельзя отождествлять с типом мышления или с действующим в "конкурсе идей" фактором. Факторы эти, как правило, носят скрытый, глубинный характер и могут быть выявлены только путем применения специальных методов количественного анализа материала. Обладатель той или иной точки зрения обычно не представляет, под воздействием какого реально действующего фактора (или нескольких таковых) формируется его тип мышления. В настоящем исследовании Q-подборка составлена на основе академических публикаций [4, 5, 11, 12, 17-19], материалов лекций и семинаров по экологической этике в Санкт-Петербургском государственном техническом университете в 1996-1997 гг. и университете Джорджии (г. Этенс, США) в 1998-1999 гг., в которых автор принимал участие, а также результатов интервьюирования практических берегопользователей в Кандалакшском заливе (Белое море, Россия, 1996-1998 гг.) и Мексиканском заливе (США, 1998-1999 гг.). Эта подборка включает следующее.1. Морские берега принадлежат людям всех наций и стран, которые имеют право повышать свое благосостояние путем их разработки, освоения, эксплуатации и преобразования.2. В береговой зоне мы сталкиваемся с богатым набором полезных, бесполезных и вредных биологических видов.3. Из любых, самых затруднительных обстоятельств человек всегда сумеет найти выход с помощью науки, технологии или политики.4. Нам незачем подстраивать свое поведение под капризы природы, если мы можем переделать и оптимизировать среду обитания, сделав нашу жизнь в ней более комфортабельной.5. Возрастающий уровень технологического воздействия, в том числе на береговую зону морей и океанов, – это просто естественное следствие конкуренции и выживания сильнейшего.6. Для снижения антропогенного пресса на береговую зону мы должны поставить под контроль прирост населения, что особенно важно для перенаселенных развивающихся стран.7. Система управления береговой зоной должна вырасти снизу, "как трава", основываясь на частных интересах всех берегопользователей.8. Научная охрана природы означает не только сохранение ресурсов для отдаленного будущего, но прежде всего возможность более полного удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.9. Основной принцип успешного развития управления береговыми экосистемами заключается в получении максимального "урожая" ("выгоды") от немногих хозяйственно важных ("полезных") видов (например, в условиях аквакультуры).10. Разнообразие природы может быть оценено только в качестве ресурса для человека, без последнего вообще бессмысленно говорить о какой-либо стоимости.11. Для защиты прибрежных экосистем от различного рода загрязнении мы должны разрабатывать, улучшать и применять специальные технологии.12. В целях охраны здоровья человека, живущего и работающего вблизи побережья, мы должны определить и утвердить предельные (максимально допустимые) концентрации и нормы содержания различных загрязняющих веществ в воздухе, воде и донных осадках.
Другие файлы:

Типы экологического мышления береговедов и берегопользователей
С использованием Q-методологии в социально-психологических исследованиях изучено экологическое мышление (мотивация, убеждения, представления) специали...

Типология мышления
Мышление в исследовательской и управленческой деятельности. Типы мышления, эффективное мышление исследователя. Использование методов проектирования ко...

Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников
Состояние экологического образования в современных общеобразовательных школах Беларуси. Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный...

Методы и приемы экологического образования дошкольников
Сущность методов и приемов экологического образования. Анализ основных форм мышления и способов детской деятельности. Понятие, структура, особенности...

Основы экологического права
Сущность и содержание экологического права, определение его места и значения в общей системе, предмет, источники и объекты. Состав и типы экологически...