Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »География

Экономико-географическая характеристика Волгоградской области (район тяготения Приволжской железной дороги)

Тип: курсовая работа
Категория: География
Скачать
Купить
Становление Волгоградской области. Экономическая оценка природных условий. Территориальное сочетание природных ресурсов. Хозяйственный комплекс Волгоградской области. Население и трудовые ресурсы. Уровни воздействия населенных пунктов на окружающую среду.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление работы

Введение

Глава 1. Экономико-географическое положение Волгоградской области

Становление Волгоградской области

Расположение Волгоградской области

Социально-географическое положение

Транспортно-географическое положение

Вывод по главе

Глава 2. Экономическая оценка природных условий

Орография (общий облик рельефа)

Климат

Гидрология

Почвенно-растительный покров

Природные ресурсы

Территориальное сочетание природных ресурсов (ТСПР)

Вывод по главе

Глава 3. Население и трудовые ресурсы

Численность населения, в том числе городского и сельского

Рождаемость, смертность, естественный прирост населения

Половой состав населения

Матрица расчета демографического потенциала исследуемой территории

Расчет коэффициента корреляции

Вывод по главе

Глава 4. Хозяйственный комплекс Волгоградской области

Расчет индекса локализации Волгоградской области

Расчет индекса душевого потребления Волгоградской области

Электроэнергетика

Топливная промышленность

Металлургия

Машиностроение и металлообработка

Химико-лесной комплекс

Агропромышленный комплекс

Вывод по главе

Глава 5. Транспортный комплекс Волгоградской области

Железнодорожный транспорт

Речной транспорт

Автомобильный транспорт

Авиалинии

Нефте- и газопроводы

Выводы к главе

Глава 6. Экологические проблемы Волгоградской области

Уровни воздействия населенных пунктов на окружающую среду

Балльная оценка влияния отраслей

Пути решения экологических проблем

Заключение

Список литературы

Введение

Регионалистика, безусловно, играет важную роль в обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства, формировании региональных рынков.

Экономический район - это территориально целостная часть экономики и хозяйства, обладающая производственной специализацией и внутрипроизводственными связями.

Тема курсовой работы - экономико-географическая характеристика Волгоградской области (район тяготения Приволжской железной дороги). Работа посвящена территориальному размещению производительных сил Волгоградской области, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей. Главное внимание в работе уделяется изучению территориально-производственного комплекса Волгоградской области.

Цель данной курсовой работы - на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику Волгоградской области.

Задача исследования заключается в комплексной оценке территории с учетом количественных методов, чтобы показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития «вертикальных» и «горизонтальных» связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.

Материалы исследования - текстовая часть, картосхема Волгоградской области, а также таблицы и графики.

Актуальность данной темы курсовой работы не вызывает сомнений. Комплексное изучение проблемы взаимодействия природы и общества позволит выявить общие закономерности размещения территориально-производственного комплекса, сделать выводы о перспективах и путях по дальнейшему развитию области.

Глава 1. Экономико-географическое положение Волгоградской области

Становление Волгоградской области

История области связана с продвижением границ Русского государства к Нижнему Поволжью, занятому татарскими поселениями.

В начале XVI века Иван Грозный присоединил степи Нижнего Поволжья в состав Астраханского и Казанского ханств к Русскому государству. Для обороны юго-восточных границ Русского государства стали основываться города-крепости. Одним из таких городов и стал г. Царицын. Первоначально Царицынская крепость была построена на острове, расположенном против устья р. Царицы.

По одному из преданий, первое имя городу дала протекающая с запада на восток речка Царица (по-татарски "сарысу" означает "желтая вода"). У ее устья гарнизон стрельцов оберегал торговые караваны и дипломатические миссии, которые следовали по Волге в восточные страны.

В 1667 году через город прошел отряд Степана Разина, направлявшийся через Каспийское море в Персию. А еще через три года Царицын оказался в полосе поднятой Разиным крестьянской войны. В 1707 году на Дону и в Поволжье вспыхнуло массовое крестьянское восстание, возглавляемое казаком К.Булавиным, в орбиту которого входил и Царицын.

В 1717 году произошел крупнейший по своим масштабам набег крымских и кубанских татар на Нижнее Поволжье, в результате которого были разграблены Царицын, Саратов и другие города. Возникла крайняя необходимость создания сторожевой укрепленной линии на территории между Волгой и Доном, это было крупнейшее для того времени фортификационное сооружение, состоящее из глубокого рва и вала высотой 12 метров. Остатки этой линии в виде земляного вала до сих пор хорошо видны на территории районов, прилегающих к областному центру.

Вслед за тем с учетом новых требований военной техники, в частности артиллерии, была реконструирована и сама Царицынская крепость.

Что же касается гражданских сооружений, то планировка города и его архитектурный облик изменялись довольно медленно. Так же неспешно росло население, изменялись условия и образ жизни поселенцев.

После строительства укрепленной сторожевой линии и организации ее регулярной охраны Нижнее Поволжье стало постепенно заселяться, что в значительной степени регулировалось правительством. В 1731 году сюда на поселение было направлено свыше тысячи семей украинцев и донских казаков, образовавших Волжское казачье войско.

В 1765 году впервые в этих краях в результате двух манифестов Екатерины Великой, пригласившей людей из-за рубежа селиться в России, появляются иностранцы, которым предоставлялся ряд льгот, в том числе освобождение от рекрутской повинности, податей и налогов на 30 лет. В результате по берегам Волги возникли 102 немецкие колонии.

С присоединением к России Крыма и Кубани в конце XVIII века границы государства отодвинулись далеко на юг. Царицынская сторожевая линия была упразднена, ликвидировано Волжское казачье войско, и город упразднил свое военно-стратегическое значение. На долгие годы он превратился в ничем не примечательный уездный городок Саратовской губернии, каких много. Градостроительство в это время практически не осуществлялось: если в 1825 году в Царицыне насчитывалось 9 каменных и 717 деревянных домов, то к 1860 году к ним прибавились всего один каменный дом и 210 деревянных.

Лишь во второй половине Х1Х столетия, когда капиталистическая система стала наращивать производительные силы, Царицын за короткое время превратился в крупнейший торговый, а затем и промышленный узел Нижнего Поволжья. Товары, идущие с верховьев Волги, здесь перегружались на фуры и далее следовали в Донбасс и на Кавказ. Значение торговых путей между Волгой и Доном, по которым вереницей шли торговые обозы, вновь стало возрастать.

Развитие торговли способствовало бурному росту транспорта и промышленности. В 1868 году было начато строительство железной дороги, которая соединила город с центральными районами страны, а позже с Балтийским побережьем и Ригой. За короткое время город превратился в мощный узел железнодорожных и судоходных путей. Перевалка леса, соли, зерна, нефтепродуктов, рыбы приносила торговым, железнодорожным и судоходным компаниям огромные прибыли. Царицынское купечество называло свой город русским Чикаго.

В 1880 году был построен нефтепромышленный городок Нобель, который в дальнейшем вырос в крупнейший по тем временам нефтепромышленный комплекс. К 1915 году в городе насчитывалось 454 промышленных предприятия с общим числом рабочих 40 тысяч человек. Таким образом, к политическим событиям осени 1917 года пролетариат города составлял большую организованную силу.

После провозглашения в городе Советской власти белогвардейцы постарались захватить железнодорожный узел, имевший важное стратегическое значение. В результате последовавшей гражданской войны Царицын оказался в состоянии полной разрухи, для преодоления которой потребовались годы самоотверженного труда.

В апреле 1925 года город был переименован в Сталинград. К этому времени относится начало эпохи активной индустриализации страны. Значительно преображается металлургический завод "Красный Октябрь", приступивший к выпуску новой продукции - высококачественной стали. В 1928 году на северной окраине города начинается строительство первого в СССР тракторного завода, и уже через два года с его конвейера сошел первый колесный трактор. В начале тридцатых годов на южной окраине появилась судоверфь, со стапелей которой сходили до 90 речных барж в год, а так...

Другие файлы:

Экономико-географическая характеристика Астраханской области (район тяготения Приволжской железной дороги)
Характеристика географического положения и численности населения Астраханской области; экономическая оценка ее природных условий и ресурсов. Рассмотре...

Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги Республики Башкортостан
Составление экономико-географической характеристики района тяготения железной дороги. Территориальное размещение производительных сил, установление вн...

Экономико-географическая характеристика Кемеровской области (район тяготения западносибирской железной дороги)
Исследование современного состояния природных, социальных и отраслевых составляющих экономики Кемеровской области. Экономическая оценка природных усло...

Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района. Приволжская железная дорога
Административно-территориальный состав экономического района и района тяготения Приволжской железной дороги. Характеристика населения и трудовые ресур...

Железнодорожная сеть Амурской области
Зарождение и развитие железных дорог России. Особенности экономико-географического положения Амурской области. Население, природно-ресурсный потенциал...