Демографический фактор (население, социум, геодемография) на примере России
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА
ИНСТИТУТ ТУРИЗМА, РЕКРЕАЦИИ, РЕАБИЛИТАЦИИ И ФИТНЕСА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ГЕОГРАФИЯ»
часть «СТРАНОВЕДЕНИЕ»
ТЕМА
«Демографический фактор (население, социум, геодемография) на примере России»
Москва 20_ год
Содержание
Введение
Глава 1. Демографический фактор общественного развития
1.1 Понятие демографического фактора и его место в туризме
1.2 Социально-демографический фактор в России и современные демографические процессы, которые переживает РФ
1.3 Особенности российского социума и геодемографии
Выводы к главе
Глава 2. Туристско-страноведеческий анализ Российской Федерации
2.1 Природно-рекреационный, культурно-познавательный и туристский потенциалы страны
2.2 Географическое положение и природные условия Российской Федерации
2.3 Форма государственного устройства или правления
2.4 Одни из наиболее известных туристических городов страны
Выводы к главе
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложение
Введение
Индустрия туризма развивается под воздействием ряда факторов, которые можно разделить на две группы - внешние и внутренние. Внешние определяются воздействием компонентов окружающей действительности, не связанных с функционированием индустрии гостеприимства.
Внутренние факторы непосредственно связаны с особенностями организации и функционирования предприятий индустрии гостеприимства.
К внешним факторам относятся: политико-правовые, безопасность путешествий, экономические и финансовые, культурные, инфраструктурно коммуникационные, демографические, развитие торговли, новые и новейшие технологии.
В нашей работе мы рассмотрим демографические факторы.
Социально-демографические факторы оказывают большое влияние на развитие индустрии туризма. В результате роста населения Земли увеличивается туристский потенциал мира, в гостиничную деятельность втягиваются новые трудовые ресурсы. К демографическим факторам также относятся: постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык, либо связанных общностью истории и культуры; повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции.
Для развития индустрии туризма наибольшее значение играют возрастной, семейный и социальный состав населения. Различия в возрастном составе путешествующих привели к появлению специализированных средств размещения - для молодежи, лиц среднего и пожилого возраста. Социальный статус туристов приводит к появлению гостиниц различных ценовых категорий, ориентированных на людей самого разного достатка. Важным фактором является и семейный состав путешествующих, что вызвало к появлению отелей для семей с детьми, гибкой системы скидок для туристов, путешествующих семьями и т. д.
В связи с вышесказанным, темой нашего исследования было выбрано «Демографический фактор (население, социум, геодемография) на примере России».
Актуальности проблемы нашего исследования определяется тем, что сфера туризма приобретает все большее значение на мировом уровне, а вопросы демографии как одни из ключевых составляющих отрасли туризма, по нашему мнению, изучены недостаточно с точки зрения их воздействия на формирование туристической привлекательности отдельно взятой страны.
Объем страниц - 46.
Ключевые слова - демографический фактор, население, социум, туристическая привлекательность, геодемография.
Объект исследования - государство Российской Федерации.
Предмет исследования - демографический фактор и его воздействие на развитие туризма в России.
Цель исследования - проанализировать демографическую ситуацию в Российской Федерации с точки зрения её воздействия на развитие туризма.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать понятие демографического фактора и его место в туризме;
2. Рассмотреть социально-демографический фактор в России и современные демографические процессы, которые переживает РФ;
3. Исследовать особенности российского социума и геодемографии;
4. Провести туристско-страноведеческий анализ Российской Федерации.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников
Глава 1. Демографический фактор общественного развития
1.1 Понятие демографического фактора и его место в туризме
Как известно, кроме географической среды необходимым условием существования общества является народонаселение. Народонаселение -- это совокупность людей, живущих в определенных странах, частях света или на земном шаре в целом. Оно -- предпосылка и субъект исторического процесса.
Ныне на земном шаре проживает около 6 млрд. человек.
Ученых серьезно беспокоит стремительный рост населения нашей планеты. Каждую минуту оно увеличивается на 176 новых жителей, или на 93 млн. человек в год. Сохранение подобной демографической тенденции уже в ближайшие 40 лет приведет к разрушению окружающей среды и упадку экономики.
Естественный процесс воспроизводства человека находится в зависимости от социально-экономических условий. Всякому историческому особому способу производства в действительности свойственны свои особы, имеющие исторический характер законы народонаселения. Так, капитализм, ускорив темпы роста народонаселения, вместе с тем создал относительно избыточное население в виде резервной армии беззаботных, не находящее применения своим силам, лишенное средств существований. Таков закон роста народонаселения при капитализме. Капиталистическое использование техники, автоматизация производства еще более усугубляют его отрицательные последствия [1, c. 235].
Сложились три формы относительного перенаселения:
1) текучее, характеризующееся наличием массы людей, ищущих приложения своему труду, но не могущих его найти;
2) скрытое, выражающееся в неполной занятости населения;
3) застойное, выражающееся в распространении так называемого домашнего труда, т.е. работающих дома на определенные промышленные и торговые предприятия.
В последнее время темпы роста населения в целом резко-возросли (за 65 лет численность населения удвоилась). Однако перед разными странами встают разные проблемы. Так, в Европе и США наблюдается снижение темпов роста населения в угрожающих размерах. Встает задача увеличения численности населения. В "третьем мире" существует диспропорция между количеством рабочих рук и возможностью их использования.
Демографические факторы не принято рассматривать отдельно от социальных факторов. Поэтому ряд специалистов выделяют социо-демографические факторы, которые включают в себя следующие составляющие: возраст, пол, профессия, образование, социальная группа, семейное положение, имущественное положение, состав семьи, регион проживания, город/сельская местность, величина населенного пункта, где живут туристы, род занятий.
Рассмотрим некоторые из этих составляющих более подробно.
1) Возрастная структура
Как известно, в настоящее время растет перспективность для международного туризма людей старших возрастных групп, и в первую очередь группы людей в возрасте «от 50 лет и старше». В основе повышения интенсивности туризма во всех старших возрастных группах лежат следующие причины: -повышение материального благосостояния всех групп общества; -увеличение продолжительности жизни и снижение пенсионного порога; -изменение психологического отношения к старению. В результате, в настоящее время в западных странах достаточно велико количество самостоятельных пожилых людей, которые стремятся к активному наслаждению жизнью и имеют достаточные материальные средства, которые они с большей охотой готовы отдать на собственное потребление, чем оставить в наследство; они считают, что следует не экономить имеющиеся в их распоряжении денежные средства, а тратить их « на красивую жизнь».
Вследствие этого, сейчас в туристическом спросе сформировался новый и очень перспективный сегмент «сениоров»-возрастная группа «от 50 лет и старше», который в будущем, по мнению специалистов, будет оказывать очень существенное влияние на развитие спроса туристических услуг и займет свое выдающееся положение на рынке международного туризма.
2) Структура семьи
Очень актуальной целевой группой современного туристического рынка является и несемейная молодежь до 35 лет так называемые «одиночки». Их доля в крупных промышленных городах и агломерациях оценивается практически в 50% от общей численности населения. Этим людям свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление к успеху в профессиональной деятель...
Демографический кризис в России
Влияние демографических процессов на безопасность государства. Политика российского государства в регулировании демографических процессов. Миграция ка...
Демографический фактор регионализма
Население Африки демографический взрыв и его последствия
Демографический переход в России
Характеристики демографического перехода. Модели воспроизводства населения. Стадии и схемы развития демографического перехода. Численность населения З...
Среда маркетинга
Основные факторы макросреды функционирования фирмы. Демографический, научно-технический фактор, политический, экономический, природный, культурный фак...