Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Воспитание культуры толерантности у младшего школьника

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие и измерения мультикультурного образования, его исторический подход. Направления, цели и задачи воспитательного процесса по формированию культуры толерантности у школьников. Изучение иностранных языков как мультикультурный компонент образования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

- 22 -

Размещено на

Воспитание культуры толерантности у младшего школьника

Содержание:

Введение

Глобализация как фактор мультикультурализма

Причины проявлений нетолерантного отношения

Из истории мультикультурного образования

Понятие о мультикультуре

Формирование культуры толерантности

Изучение иностранных языков

Заключение

Список литературы

Введение

В год празднования шестидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне наиболее актуальными становятся задачи воспитания патриотизма и терпимости у детей и подростков. Уже прошло более полувека, а борьба с фашизмом так и не окончена - идея превосходства одной нации над другими живет и захватывает умы все большего и большего числа современных подростков. Межэтнические столкновения, террористические акты, асоциальное поведение и экстремизм части молодёжи - таковы признаки ситуации, которую переживает не только наша страна, но и весь мир. Распространение подобных явлений требует особого внимания педагогов к данной проблеме.

В настоящее время в педагогике феномен толерантности связывается с только заявившем о себе герменевтическим подходом (И.Д. Демакова), который связан с пониманием педагогом ребенка, его мотивов (Гермес в греческой мифологии был посредником между богами и людьми). В плане создания воспитательного пространства этот подход имеет особое значение, если речь идет о том, что в нем представлены школьники различных национальностей.

На данный момент эта область является малоизученной, но обладает большими перспективами в условиях современного развития мирового сообщества.

Глобализация как фактор мультикультурализма

Одной из важнейших тенденций его развития становится глобализация. Она свидетельствует о реальных процессах сближения и тесного сотрудничества разных стран и народов. Одно из следствий этих процессов - объединение народов, наций и формирование новой общности, новой культуры, которая может быть определена понятием «общечеловеческая культура» или «культура мировой цивилизации». Такая культура - не суммированное множество различных культур. Она представляет собой новую систему. С другой стороны, глобализация несёт с собой и угрозу смешения культур, стирания их этнического и культурного своеобразия.

Поликультурное образование (мультикультурное - в зарубежных системах) является тем самым компенсирующим фактором, который в будущем позволит избежать негативных явлений в ходе глобализации. Ю.В. Белкин, Н.В. Брагина. «Поликультурное образование как часть региональной культурно-образовательной политики» стр. 108-113. Научно-методический сборник. Новые ценности образования: культуросообразная школа. №11, М 2002.

Также этот вопрос становится все более актуальным в связи с тем, что с каждым годом в наши школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов, а также иммигрантов из других стран. Вступая в контакты с такими детьми - носителями иных культур, наши школьники испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием понять и принять Другого. Непонимание, в свою очередь, порождает настороженность и враждебность.

Для решения этой проблемы необходимо целенаправленное формирование личностных качеств, воспитание национальных чувств высокой культуры межнационального общения.

Причины проявлений нетолерантного отношения

Среди причин возникновения такого отношения к представителям других культур можно выделить следующие: влияние средств массовой информации (СМИ), социального окружения детей и семьи. При этом главенствующая роль в формировании позиции ребенка принадлежит, конечно же семье. Нередко родители допускают восхваление своего национального только потому, что у части взрослого населения сохраняются предрассудки и стереотипы, часто основанные на случайном опыте, поверхностных эмоциональных впечатлениях, слухах, а также на предубеждениях, уходящих корнями в историческое прошлое. В оценке Другого ребенок зачастую также как и его родители руководствуется уже сформированными общественным мнением схемами, стереотипами или пытается проецировать на него свои мысли и качества. Р.И. Кадиева отмечает что, «Дети примерно до четырех лет еще не знают о существовании разных народов. Их отношение к сверстникам не зависит от национальной принадлежности. К пятому году жизни у них начинает пробуждаться национальное самосознание. Поэтому важна благоприятная психологическая обстановка в семье, сопутствующая формированию у ребенка доброжелательного отношения к людям других национальностей. В этой ситуации родителям следует проявлять деликатность и осторожность, учитывая специфику и особенности национального состава детей (язык, традиции, культурные ценности), не допускать возникновения каких бы то ни было нездоровых суждений о тех или иных народностях». Р.И. Кадиева «Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», с 41-58. Педагогика 2000 №5 круглый стол

В то же время, Голованова Н.Ф. полагает, что «Стереотипы неверно рассматривать как признак неразвитости сознания и косности. Социальные ценности общества, оформленные в виде норм, правил, оценок, традиций, для того, чтобы выполнить регулятивную функцию, должны фиксироваться в сознании, стабилизироваться. Это происходит не в предметной форме, а идеально в форме стереотипов». Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема, СПб 1997 Тем не менее, это мнение не может быть воспринято однозначно, поскольку отрицательная оценка, заключенная в стереотипном суждении не может повлиять на формирование правильной позиции детей относительно людей других национальностей.

Выявление причин негативного отношения к людям других национальностей показало, что оно порождается не только стереотипами и предрассудками, бытующими у старших. Предубежденность может быть вызвана и неблаговидными поступками людей той или иной национальности или возникающими на разной почве конфликтами (в школе, в семье, на работе). Недостатки одного человека или неуважительное к нему отношение подчас распространяется на всех людей данной национальности.

Что же касается школы, то основными ошибками педагогов можно назвать особое отношение к учащимся той или иной национальности, необъективное толкование исторических событий и т.д. Все это может негативно сказаться на мнении детей о своих иноязычных одноклассниках.

Из истории мультикультурного образования

Если обратиться к истории изучения данной проблемы, то станет известно, что впервые понятие «мультикультурный» стало широко употребляться в образовательных программах Канады. Их целью было отражение в практике образования интересов разнообразных культур и групп, существующих в канадском обществе. Постепенно «мультикультурализм» вошел в научную терминологию социологов (М. Шпингер, Р. Телле, С. Ушакин), психологов (Дж. Берри, С. Бочнер, Р. алин, М. Плизент, Н. Лебедева, Г. Солдатова), педагогов (Д. Бэнкс, Р. Люсиер, Х. Жиру, Я. Пэй, Г. Дмитриев, М. Князева, Н. Крылова, Г. Рогалева).

В связи с ранее упомянутыми причинами в течение последних десятилетий проблемы мультикультурного образования стали чрезвычайно актуальными для России (как и для стран Европы, Азии и Америки). Однако в России они первоначально связывались, прежде всего, с проблемами этнокультурного (национального) образования, направленного на сохранение и развитие существующих этнокультур, и удовлетворение потребностей этнических групп населения в этнической самоидентификации.

Сегодня на смену частным задачам этнокультурного образования пришли более сложные проблемы и задачи мультикультурного образования, что отражает новейшие культурные явления и в большей мере соответствует запросам современного общества.

Среди современных западных исследований по изучению данного вопроса особо следует выделить работу американского профессора Джеймса Бэнкса. Джеймс Бенкс, «Мультикультурное образование: цели и измерения» с.188-192. Научно-методический сборник. Новые ценности образования: культуросообразная школа. №11, М 2002. В своей статье «Мультикультурное образование: цели и измерения» он определил сущность данного термина так, «Мультикультурное образование - это идея, процесс и инновационное движение в образовании (Banks,1993). Как некая ИДЕЯ мультикультурное образование стремится обеспечить равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп. Оно пытается создать равные для всех образовательные условия путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала РАЗНООБРАЗНЫЕ КУЛЬТУРЫ И ГРУППЫ, существующие в обществе и национальной структуре класса. Мультикультурное образование является также и процессом, потому что учителя и администрация школ должны постоянно работать, стремясь достичь его идеальных целей». Он также выделил пять следующих его измерений или сфер действия (dimensions):

· интеграция содержания (content integration)

· процесс конструирован...

Другие файлы:

Методика воспитания толерантности у учащихся 1–4-х классов
Воспитание культуры толерантности у детей младшего возраста. Формирование навыков толерантных отношений. Знакомство детей с принципом уважения человеч...

Воспитание танцевальной культуры детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе
Классический танец как основа воспитания танцевальной культуры младшего школьника в хореографическом коллективе, его этапы. Основы преподавания класси...

Контроль и самоконтроль знаний и умений младшего школьника
Психологические особенности развития младшего школьника. Организация обучения детей в младших классах. Учебная деятельность младшего школьника. Опытно...

Формирование личностных качеств у младшего школьника
Понятия "личность" и "личностные качества". Анализ личности современного человека. Психологическая характеристика личности младшего школьника. Исследо...

Влияние эстетической среды на развитие личности современного младшего школьника
Формирование личности посредством эстетической культуры. Анализ современного состояния проблемы эстетического воспитания младшего школьника. Основные...