Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Воспитание гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Уклад жизни школы. Процесс формирования новой системы воспитания молодежи, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции. Система уроков обществознания как средство формирования патриотизма у учащихся старших классов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Специальность «Юриспруденция - уголовное право»

Кафедра правовых дисциплин

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Воспитание гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания

Шадринска, 2014

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность -- самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, формирование активной гражданской позиции, осознания своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Необходимо также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство. Неоценима в этом ключе роль российского образования. И гуманистическое воспитание, пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма.

Происходящая в России реформа школьного образования заставляет по-новому взглянуть на содержание наработок последних лет в области гражданско-патриотического воспитания. Оно стало направлением образовательной политики России. Это система знаний интегрированного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формировании духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека. В связи с этим гражданско-патриотическое воспитание является составной частью процесса и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократичному поведению всех участников образовательного процесса. Каждое из вышеуказанных направлений заслуживает безусловного внимания.

Безусловно, огромную роль в решении данной проблемы играют уроки обществознания. В условиях стремительного информационного роста главной целью обучающих является: научить принципам самообразования, пробудить внутреннюю потребность к образованности, способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике. Вопросы социализации учащихся ставят задачу развития творческого начала личности учащегося, способного адаптироваться в быстро меняющихся экономических и общественных отношениях. Очевидно, то что следует максимально использовать возможности предметов обществоведческого цикла для знакомства учащихся с основными политическими силами страны, что представляется особенно важным в связи с предстоящими в 2012 году выборами президента России. На сегодняшний день преподавателям необходимо помочь своим учащимся преодолеть правовые и политические стереотипы, так как родители передают детям своё разочарование в политическом курсе страны как 90-х г.г. так и начала 21 века, а зачастую ученики имеют и свой негативный социальный опыт

Исследование литературы по теме исследования показывает, что изучаемая проблема представлена довольно широко и на разных уровнях. Однако для рассмотрения воспитания гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания необходимо усовершенствование практической работы.

Цель исследования заключается в разработке системы уроков обществознания по воспитанию патриотизма у школьников старших классов.

Объект исследования - образовательный процесс на уроках обществознания.

Предмет исследования - особенности воспитания патриотизма у учащихся старших классов на уроках обществознания.

Задачи исследования:

1. Изучить содержание патриотического воспитания в современной школе.

2. Выявить особенности воспитания патриотизма у старшеклассников на современном этапе.

3. Рассмотреть уроки обществознания как средство и источник формирования патриотизма у старшеклассников.

4. Провести опытно-поисковую работу по воспитанию патриотизма у учащихся старших классов на уроках обществознания.

5. Разработать систему уроков обществознания по воспитанию патриотизма у старшеклассников.

6. Разработать методические рекомендации по воспитанию патриотизма у старшеклассников на уроках обществознания.

Методологической основой исследования стали общетеоретические методы: анализ, синтез; частные методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, теоретическое обобщение результатов исследования, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, педагогическое наблюдение, фиксирование результатов воспитания, опытно-поисковая работа, математические методы обработки результатов исследования.

База исследования: 11 класс муниципального общеобразовательного казенного учреждения Терсюкской средней школы Курганской области, Шатровского района.

Практическая значимость. Работа выполнена на кафедре правовых дисциплин ШГПИ, где прошла обсуждение и была одобрена. Значимость исследования состоит в том, что материалы настоящей работы могут быть использованы учителями обществознания в целях усовершенствования педагогического процесса по воспитанию патриотизма у старшеклассников.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Содержание гражданского воспитания в современной школе

Сегодня воспитание современной молодежи осуществляется в сложный и противоречивый период изменения социально-экономических и политических условий, обострившихся межнациональных конфликтов, развития правового государства, потери национального самосознания, упадка патриотических чувств, обострения общечеловеческих, мировых проблем. В связи с этим крайне актуальным становится патриотическое воспитание молодого поколения, в частности - учащихся старших классов.

Одна из основных проблем современных исследований патриотизма в том, что они не дают картины, которая характеризовала бы патриотизм во всей полноте рассматриваемого явления. Во многом это объясняется тем, что патриотизм по своей природе очень многоаспектен, многообразен в формах проявления. Каждое исследование проблем патриотизма носит яркий след личной гражданской позиции автора, отношения к своей стране.

Следует отметить, что при всем многообразии трудов в области патриотизма фундаментальных исследований данной проблемы мало. На изучениа природы патриотизма, его изученности в отечественной и зарубежной литературе и многих других направлениях существует огромный запрос как со стороны государства, так и граждан.

Слово патриотизм является производным от латинского «patria» - отечество и используется как обозначение национального единства, идентификации индивида с прошлым, настоящим и будущим своей страны. В русском языке слово патриот впервые было введено Петром I. При его правлении идея службы отечеству была очень сильна. В России изначально ставился акцент на военной стороне патриотизма. В процессе развития идей патриотизма его толкование ширилось, связывалось не только с военным аспектом, но и с гордостью за свою страну, народ и др.

В.И. Даль рассматривает патриотизм через толкование термина патриот: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к Отчизне» [2]. Советский энциклопедический словарь предлагает следующее значение термина патриотизм: «…одно из глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [5]. По сути, первыми примерами патриотического воспитания можно назвать устные предания, пословицы, поговорки, народные песни, сказки, былины и др. произведения устного народного творчества.

«Поучения князя Владимира Мономаха детям» - не только памятник , отражающий идеалы Древней Руси, но и призыв к детям любить свою родину, защищать ее от врагов. Отсутствие слова патриотизм не умаляет сущности самого нравственного начала - любви к родине, которое формировалось уже во времена Древней Руси.

Обратимся к взглядам о сущности понятий патриот, патриотизм А.Н. Радищева. С одной стороны, А.Н. Радищев считал, что настоящий патриот это тот, кто способен активно бороться с самодержавием ради угнетённого народа, поэтому крепостные крестьяне не могут быть патриотами. С другой стороны, писатель, публицист, основоположник русской революционной педагогики А.Н. Радищев в труде «Беседа о том, что есть сын Отечества», раскрывая содержание категории «патриот», подчеркивает, что «не все, рожденные в Отечестве, достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)» [3; c. 378]. Мыслитель выделяет три отличительных признака сына Отечества (патриота): первый - честолюбие (любовь к чести) - «Он возжигает сей благотворный пламень во всех сердцах; не страшится трудностей, встречающихся ему при сем благородном его подвиге… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу О...

Другие файлы:

Особенности воспитания патриотизма у учащихся старших классов на уроках обществознания
Содержание патриотического воспитания в современной школе. Уроки обществознания как средства и источник формирования патриотизма у старшеклассников. И...

Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории
Сущностные характеристики понятия "гражданская позиция", особенности и принципы ее формирования в современной школе. Научно-методические основы развит...

Методика преподавания обществознания в начальной школе
В учебном пособии рассматриваются методы и приемы обучения, методика формирования обществоведческих представлений и понятий в начальной школе, формы о...

Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса
Воспитательная система школы как фактор воспитания нравственных ценностей у старшеклассников. Разработка психолого-педагогических условий, обеспечиваю...

Формирование мотивации учения старшеклассников на уроках истории
Анализ педагогических условий формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории. Исследование специфики уроков истории в старших класса...