Вопросы культуры в школьных курсах истории: "Польская звезда русского балета Матильда Феликсовна Кшесинская"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Вопросы культуры в школьных курсах истории польская звезда русского балета Матильда Феликсовна Кшесинская
Оглавление
- Введение
- Глава I. Путь на сцену
- § 1. Семья
- § 2. Учеба
- Глава 2. Звезда российского балета
- § 1. Балетное творчество
- § 2. Личная жизнь
- Глава 3. Послереволюционная судьба
- § 1. В революционной России
- § 2. В эмиграции
- Глава 4. Освещение темы педагогом на уроках истории и во внеурочной форме
- § 1. Изучение проблемы на школьных уроках
- § 2. Организация внеурочной деятельности
- Заключение
- Источники и литература
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена не только тем, что М.Ф. Кшесинская являлась выдающейся балериной конца ХIХ - начале ХХ веков, ослепительно ярким олицетворением Императорской сцены но и тем, что эта женщина являлась типичной представительницей социальной верхушки императорской России. По основным этапам судьбы Кшесинской можно проследить историю последнего периода царской монархии, события 1917 года и последующей французской эмиграции…
Конец ХIХ - начала ХХ веков по праву именуются "серебряным веком" отечественной культуры, когда наряду с традиционными направлениями в искусстве появились важные новые веяния, которые быстро подхватывались, иногда переплетаясь со старыми основами. Но были "ниши" в искусстве, которые не затронули перемены, где царил традиционализм со своими некоронованными "королями" и "королевами".
Примером такого консервативного направления является балетное искусство конца ХIХ - начала ХХ веков, а ярким представителем его была прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская.
Предметом исследования данной дипломной работы является жизнь и творчество российской балерины польского происхождения Матильды Феликсовны Кшесинской.
Цель дипломной работы
Обобщив собранные факты на фоне развития исторической обстановки конца ХIХ - начала ХХ веков проследить жизнь и деятельность польской звезды, российской балерины М.Ф. Кшесинской и показать, какое влияние оказали на это события того периода.
Отсюда вытекают следующие задачи:
проследить важный процесс становления и развития творческих задатков М. Кшесинской на пути к сцене на примере семьи и обучения в театральном училище;
раскрыть основные этапы балетного творчества, эволюцию балетного мастерства М. Кшесинской;
показать, как влияла личная жизнь Кшесинской на ее творчество, какое место в ее жизни занимали отношения с членами императорской фамилии;
осветить послереволюционную судьбу Кшесинской показав, какое влияние оказали великие потрясения начала ХХ столетия на ход ее жизни;
показать формы и методы использования материала данной дипломной работы в современной школе.
Источниковая основа дипломной работы. Основным источником выступают личные "Воспоминания" М.Ф. Кшесинской, изданные в нашей стране в 1992 г., которые охватывают огромный период: с момента рождения героини в 1872 году по 1959 год, когда она закончила свои мемуары. Количество имен и событий в данной книге - колоссально. Большинство этих имен хорошо известно. Многие события оставили след не только в личной жизни Кшесинской, но и в русском искусстве, и вообще в истории российского общества. Книга написала блестящим литературным языком, в ней удачно сочетаются личные воспоминания с выдержками из различных публикаций. Особое место в книге уделено творческой деятельности с подробным описанием каждого театрального сезона, с приложением отрывков известных критиков на выступления Кшесинской.
Также были использованы мемуары М.И. Петипа "Материалы. Воспоминания. Статьи", работа А.Н. Бенуа "Мои воспоминания", мемуары М.М. Фокина "Против течения: воспоминания балетмейстера" и др.
Историография проблемы исследования прежде всего представлена искусствоведческими работами, раскрывающими особое состояние русской художественной культуры конца ХIХ - начала ХХ веков в целом и в частности историю русского балетного театра в этот период времени, но в них можно найти лишь краткое упоминание о творчестве М.Ф. Кшесинской, совсем не затронута личная жизнь этой женщины.
кшесинская урок история культура
В таких научно-популярных изданиях, как книга Э. Радзинского "Господи… спаси и усмири Россию", дается характеристика М.Ф. Кшесинской в рамках отношений ее с наследником престола Цесаревичем Николаем, затрагивается тема фаворитизма при императорском дворе.
В научно-популярной книге Ю.Н. Безелянского "Любовь и судьба" (М., 1996), представляющей собой серию очерков о взаимоотношениях между известными личностями, о времени, в котором они жили, о том, как любовь влияла на творчество этих людей, имеется единственный специальный очерк о Кшесинской. В настоящее время начались специальные исследования польского фактора в русской истории, но без персональных характеристик или в отношении исключительно российской провинций.
Из новейших публикаций популярного характера посвященных М.Ф. Кшесинской особо отметим роман-биографию Г.Н. Седова "Балерина" (М., 2010) и книгу Д. Вронской "Неистовая Матильда. Женщина, покорившая Романовых" (М., 2005), в которых на основе мемуарных источников с некоторым художественным вымыслом и языком беллетристики авторы интересно описывают все вехи жизни этой незаурядной личности.
На основе вышеизложенного видно, что эта тема в исторической науке разработана слабо. Кроме того, существует ряд спорных моментов в освещении этой проблемы, особенно намеки, что ее карьера балерины обязана не ее таланту, а лишь покровительству царя и великих князей.
Научная и практическая значимость дипломной работы состоит в том, что нами была сделана попытка отойти от догм и стереотипов при изучении этой темы, более объективно рассмотреть проблему, осветить через жизнь и деятельность М.Ф. Кшесинской развитие исторической обстановки конца ХIХ - начала ХХ веков и показать, какое влияние оказали великие потрясения этого периода на российскую интеллигенцию.
Материал данной дипломной работы может быть использован как на уроках истории, так и на внеклассных занятиях при более детальном рассмотрении культурной обстановки изучаемого периода.
Структура дипломной работы включает в себя, кроме "Введения", три главы, а также методическую главу, "Заключение", "Примечания" и список источников и литературы. При написании данной работы использовался принцип историзма, принцип объективности.
Была проведена апробация данной выпускной квалификационной (дипломной) работы. Основные положения, полученные в ходе исследования, были доложены на XXV научно-практической конференции студентов заочной формы обучения (секция истории) 15 июня 2012 года.
Глава I. Путь на сцену
"Но летит, улыбаясь мнимо,
Над Мариинскою сценой prima.
Мне ответь хоть теперь: неужели
Ты когда-то жила в самом деле
И топтала торцы площадей
Ослепительной ножкой своей?"
А. Ахматова "Поэма без героя"
§ 1. Семья
Матильда - Мария Адамовна - Феликсовна - Валериевна Кшесинская родилась 19 августа 1872 года в Лигово, на 13-ой версте по Петергофскому шоссе, где ее родители снимали дачу, чтобы проводить лето вдали от пыльного города и дать детям простор и чистый воздух.
В семье Кшесинских существовало предание о происхождении рода от графов Красинских. Семейное предание изустно от отца к сыну передавалось с XVIII века.
Героем событий был прадед, живший в первой половине XVIII века в Польше. Прапрадед, как старший в роду, унаследовал от своего отца, графа Красинского, крупное состояние, а его единственный младший брат получил лишь небольшую его долю. Прапрадед вскоре после получения наследства овдовел и от тоски по любимой жене умер, оставив обширные владения и крупное состояние графов Красинских своему двенадцатилетнему сыну Войцеху на попечение преданного французского воспитания.
Дядя Войцеха, считавший себя обездоленным и стремившийся захватить наследство Красинских, решил избавиться от него с помощью наемных убийц. Один из них, мучимый совестью, рассказал о заговоре воспитателю Войцеха и тот решил немедленно бежать из Польши во Францию. Француз собрал наспех кое-какие документы и со своим воспитанником в 1748 году бежал на родину и поместил мальчика в своей семье. Из предосторожности он записал Войцеха под именем Кшесинского, принадлежавшим ему по женской линии.
После смерти воспитателя Войцех остался в Париже и там женился в 1769 году на польской эмигрантке Анне Зиомковской. В 1770 году у них родился сын Ян. Вскоре после этого Войцех с сыном вернулся в Варшаву.
На родине выяснилось, что за время его полувекового отсут...
Матильда Кшесинская (1872-1971)
Звезда русского балета.Первой освоила фуэте,заставила отступить приезжих знаменитостей и открыла дорогу целой плеяде русских танцовщиц-Преображенской,...
Матильда Кшесинская. Воспоминания
Судьба знаменитой балерины, неповторимой и загадочной Матильды Кшесинской, подруги наследника престола и жены Великого князя, не перестает привлекать...
Матильда Кшесинская. Любовница царей
Блистательная Малечка Кшесинская, прима-балерина и любимица театрального Петербурга стала любовницей Николая II, а затем двух великих князей. Родила с...
Польская литература и русский читатель
Польская литература глазами русского читателя. Польский романтизм как кульминация в истории национального творчества. Литература второй половины XIX в...
История русского балета
Описание: Книга рассматривает процесс развития русского балета от его возникновения до 1917 года. Предназначенная для студентов и преподавателей театр...