Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Возможности использования информационных технологий в проектной деятельности младших школьников

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Метод проектов как педагогическая технология. Организация проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах. Использование компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников, проведение опытно-практической работы в данной сфере.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Возможности использования информационных технологий в проектной деятельности младших школьников

Введение

В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Джон Дьюи в начале ХХ века использовал метод проектов в прагматической педагогике для организации целесообразной деятельности детей с учетом их личных интересов.

В 20-х гг. ХХ в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования «школы учебы в школу жизни», с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Метод проектов подразумевает выполнение учениками под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является решение задачи. Деятельность учащихся по выполнению проекта от постановки задачи до ее полного решения является проектной деятельностью. В целом результатом проектной деятельности является не только решение поставленной задачи, но главное - интенсивное развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих качеств школьников.

Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся, она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно-научной и гуманитарной. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.

В конце ХХ века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Проблема исследования: В современной школьной педагогике и методике преподавания теоретически обоснована и разработана система работы над проектом на уроках технологии в начальных классах. Однако необходимость компьютеризации процесса обучения привела нас к исследованию проблемы возможности использования информационных технологий при работе над проектом.

Объект исследования - технология проектной деятельности.

Предмет исследования - особенности использования информационных технологий в организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.

Цель исследования - раскрыть особенности организации проектной деятельности с использованием ИКТ на уроках технологии.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование информационных технологий в организации метода проектов в начальной школе возможно, если:

- будет изучена научная психолого-педагогическая литература по теме;

- будет разработана и реализована на практике система заданий по выполнению проекта на уроках технологии в начальной школе с использованием компьютера.

Задачи исследования:

1. изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

2. изучить информационно-технологические проблемы обучения в начальных классах.

3. разработать и практически реализовать систему работы над проектом на уроке технологии в начальных классах с использованием ИКТ;

Для решения поставленных задач применялись методы:

§ теоретический анализ и сравнительно-сопоставительный метод;

§ педагогический эксперимент, включающий:

- беседы с учителями, учащимися, методистами;

- анализ результатов творческих работ учащихся;

Теоретическое значение заключается в обобщении и систематизации материалов по проблеме использования информационных технологий в процессе обучения проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах; практическое - в разработке и реализации системы заданий по выполнению проекта на уроках технологии в начальной школе с использованием компьютера.

1. Технология проектной деятельности в начальных классах

1.1 Педагогические технологии. Метод проектов как педагогическая технология

С середины ХХ столетия на Западе получило распространение понятие «educational technology», которое на русский язык обычно переводят как педагогические технологии или образовательные технологии. Первоначально это понятие на Западе относилось к сфере применения ТСО, позднее также к сфере программированного и алгоритмизированного обучения, а в настоящее время - к использованию компьютерных технологий в образовании.

В отечественной педагогике понятие «технология» все более широко используется с 80-х годов прошлого века: пишут о педагогических технологиях, технологиях образования, технологиях обучения, технологиях воспитания.

Само слово «технология» происходит от греческих слов «техно» (искусство, мастерство, умение) и «логос» (слово, учение, наука).

В отечественной литературе существуют следующие трактовки понятия «технология»:

§ Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля);

§ Совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей (Современная западная социология. Словарь);

§ Искусство, мастерство, совокупность методов обработки и применения состояния объекта (В.М. Шепель);

§ Способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельности по преобразованию предметов труда или социальной реальности (Р.В. Овчарова);

§ Практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария для достижения качественных результатов труда (Е.И. Холостова);

§ Способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения (С.Н. Данакин).

Однако отношения к понятию «технология» у российских педагогов весьма неоднозначное. Одни педагоги считают понятие практически не применимым в области образования, другие - говорят о его ограниченном использовании, третьи - придают ему значение чуть ли не универсальной педагогической категории. Понятие «педагогическая технология» в отечественной педагогике одно из часто употребляемых и вместе с тем недостаточно проясненных. Поэтому существует, также, несколько определений понятия «педагогическая технология»:

§ Это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);

§ Это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся (М.М. Левина);

§ Педагогическая технология, являясь организационно-методическим инструментарием педагогического процесса, представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (Б.Т. Лихачев)

§ Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представл...

Другие файлы:

Влияние информационных технологий на отношение к миру у младших школьников
Данная дипломная работа посвящена исследованию влияния информационных технологий на формирование отношения к миру у младших школьников. Рассмотрены пр...

Интернет-программы по реализации проектной деятельности
Реализация компьютерных технологий в проектной деятельности школьников. Применение информационных технологий в учебном процессе и в управлении образов...

Введение информационных технологий в процесс специального образования младших школьников с нарушениями слуха
Анализ литературы по проблеме использования информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе. Клинико-психолого-педагогическая характерист...

О возможности использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики
Характеристика использования информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации уровневого дифференцированного подхода в начальных класса...

Организация проектной деятельности учащихся по средствам телекоммуникаций
Возможности, особенности и педагогические условия использования телекоммуникационных проектов во внеурочной деятельности. Структура, содержание, выпол...