Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Педагогические и психологические основы формирования детского творчества. Изобразительная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста. История происхождения городецкой росписи. Приемы ознакомления детей с городецкой росписью.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Педагогические и психологические основы формирования детского творчества

1.1 Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве.

1.2 Особенности творческих проявлений и способностей детей.

Глава 2. Возможности использования элементов городецкой росписи для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

2.1 Изобразительная деятельность - средство творческого развития детей дошкольного возраста.

2.2 Значение декоративного рисования в развитии ребенка, его место в педагогическом процессе.

2.3 История происхождения городецкой росписи.

2.4 Приемы ознакомления детей с городецкой росписью и методика обучения рисованию элементов.

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь не понятные каракули. К сожалению, мама отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать: " Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы начать хотя бы с самого элементарного. А ведь изобразительная деятельность интересна, увлекательна, необычайна богата буйством красок, и творческого воображения, фантазии. Когда у нас нет настроения, то мы тянемся к прекрасному: рассматриваем картины разных эпох, знакомимся с неповторимыми изделиями Дымковских, Гжельских, Городецких мастеров, любуемся тканями вышитых вручную бисером.

Разве это не прекрасно? Но, как не согласиться, ведь изобразительная деятельность - это сама жизнь. И тут на помощь родителям и неугомонным малышам приходит детский сад. Скоро научится держать карандаш, кисти, смешивать краски для получения новых цветов, узнает, чем акварель отличается от гуаши, а картины Репина от Шишкина.

Эффективным средством развития личности является народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа призвана приобщить детей к художественным традициям декоративно-прикладного искусства, тем самым способствовать сохранению этих традиций. Особая роль отводится урокам декоративного рисования, на которых младшие школьники овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа - источнику неиссякаемой мудрости. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Его основу составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к - родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей. Произведения народного декоративно - прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.

Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.

Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

В связи с вышеизложенным целью нашего исследования является: выявление возможностей использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы работы с использованием элементов городецкой росписи, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования нашла конкретизацию в задачах:

1. Изучить методическую и специальную литературу по теме.

2. Подобрать конспекты занятий по проблеме.

3. Изготовить наглядный материал, дидактические игры с элементами городецкой росписи.

Нами были выбраны следующие методы исследования:

изучение методической и педагогической литературы;

проведение практической работы с детьми;

составление блока наглядных пособий по проблеме.

Глава 1. Педагогические и психологические основы формирования детского творчества

1.1 Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве

Становление творческих качеств начинается уже в дошкольном возрасте. Этот период является наиболее сензитивным для развития различных видов творческой деятельности - игры, драматизации, изобразительной деятельности и пр., и следовательно, для развития творческих качеств личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, О.К. Тихомиров, Л.И. Божович, М. И. Лисина, П.М. Якобсон и другие). Многие отечественные исследователи изучали детское творчество в какой-либо конкретной деятельности - познавательной (Е.В. Рыжова), игровой (Л.А. Венгер, А.П. Усова, Е.О. Смирнова, О.В. Гударева), театральной (И.Г. Андреева). Особо следует отметить исследования, посвященные творческого воображения дошкольников (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев) [2, 18].

Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности творчества дошкольника. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это вторая особенность детского творчества. Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения. И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй [24, 5-7].

В настоящее время понятие способности является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования. При этом возникла существенная сложность с применением данного понятия: с одной стороны, к способностям стало относиться все: вся сфера возможностей ребенка, проявление его индивидуальности, творческого потенциала и пр.; с другой _ понятие способностей стало перекрываться другими психологическими понятиями, такими, как уровень интеллектуального развития, уровень развития творческого мышления, индивидуальные особенности умственного развития, превращаясь тем самым в ничто, теряя...

Другие файлы:

Занятия лепкой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к искусству. Этапы формирования творческой деят...

Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в центре раннего развития
Педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Реализация дополнительной об...

Нетрадиционные художественные техники как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Психологические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Виды нетрадиционных художественных техник и их использ...

Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества. Изобразительные способности и творческие замыслы детей в процессе изоб...

Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Способы организации целенаправленной досуговой деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье. Знакомство с педагогическими условиями развития т...