Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Внеклассная работа по химии и ее место в учебно – воспитательном процессе. Общая характеристика внеклассной работы и её классификация. Научно – практические конференции учащихся по химии. Активные формы и методы обучения.
Краткое сожержание материала:

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ МЕДИКО-БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Утверждена приказом по университету Допущена к защите

от « »_____________2006г № ______ «_____»__________ 2007 г. Зав.кафедрой педагогики и

психологии высшей школы

доктор пед.наук, профессор

Беляев А.В.______________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА

Возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками

Рецензенты: Выполнила:

Ростова М.С. ____________________________ студент 5 курса

____________________________ специальности «химия»

очной формы обучения

Дата защиты: Научный руководитель:

« » июня 2007г. к.п.н., доцент Харченко Г.И.

Оценка______________________

Ставрополь 2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….

Глава I. Внеклассная работа по химии и ее место в учебно - воспитательном процессе

1.1. Общая характеристика внеклассной работы 5

1.2. Классификация внеклассной работа по химии 17

Массовая внеклассная работа по химии 18

Научно - практические конференции учащихся по химии 26

1.3. Активные формы и методы обучения 27

Глава II. Экспериментальная работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе

2.1. Организация экспериментального исследования 31

2.2. Анализ результатов 43

Выводы 45

Заключение 46

Используемая литература 47

Введение

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные. Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Одной из форм учебно - воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеклассная работа по химии. Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.

Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

При всем многообразии форм внеклассная работа по химии должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.

Цель исследования - разработка и реализация активных форм и методов внеклассной работы по химии.

Объект исследования - процесс внеклассной работы по химии.

Предмет исследования - возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:

1. Осуществить информационный поиск и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Провести теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы по химии.

3. Изучить практический опыт использования активных форм и методов внеклассной работы учителей химии.

4. По результатам теоретического анализа литературы и образовательной практики выявить структуру и содержание внеклассной работы по химии с учащимися.

5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методов внеклассной работы по химии.

Глава I. Внеклассная работа по химии и ее место в учебно-воспитательном процессе.

1.1. Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе.

В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся».

Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературе существует много определений внеклассной работы. Большинство авторов считают, что внеклассная работа - учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса [1].

Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план. Л. М. Панчешникова [2] считает, что вне сомнений тот факт, что внеклассная работа по предмету играет огромную роль для современной школы. В условиях перестройки социальной и экономической жизни общества сильно возрастает роль внеклассной работы в воспитании нового облика личности. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Внеклассная работа - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть отечественной системы образования. По этой причине одной из центральных проблем методики внеклассной работы всегда являлась проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий как частный случай фундаментальной педагогической проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

В литературе встречается множество формулировок целей и задач внеклассной работы по предмету, которые давали следующие авторы: А. И. Никишов [3], И. Я. Ланина [4], А. В. Усова [5], С. Н. Савина [6]. Существует множество определений целей внеклассной работы для различных предметов. (см. Таблицу 1.1).

Таблица 1.

Учебный предмет

Формул...

Другие файлы:

Возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками
Внеклассная работа по химии и ее место в учебно – воспитательном процессе. Общая характеристика внеклассной работы. Экспериментальная работа по изучен...

Возможности использования активных форм и методов обучения во внеклассной работе со школьниками
Внеклассная работа по химии и ее место в учебно-воспитательном процессе. Массовая внеклассная работа по химии. Организация в школе дней, недель, декад...

Цифровые фотоаппараты и видеокамеры во внеклассной работе со школьниками
Проведение внеклассного урока по химии с применением видеокамеры. Варианты использования цифрового фотоаппарата во внеклассной работе по предмету "Ест...

Формы активного обучения биологии
Организация пассивного, активного и интерактивного обучения. Сущность обучения по Выготскому. Анализ использования активных форм и методов обучения на...

Внеклассная работа по географии
Особенности внеклассной работы по географии. Цели и задачи внеклассной работы по географии. Содержание и педагогические требования к внеклассной работ...