Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Возможности дидактических поисковых моделей в обучении биологии в школе (на примере раздела иммунология)

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность и виды дидактических поисковых моделей обучения; их место в разных педагогических подходах. Обзор программ изучения предмета "Биология" в школе. Оценка эффективности применения репродуктивных и продуктивных методов преподавания иммунологии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОИСКОВЫХ МОДЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА ИММУНОЛОГИЯ)

(дипломная работа)

Оглавление

  • Введение
    • Глава 1. Дидактические поисковые модели обучения
      • 1.1 Понятие дидактической поисковой модели
        • 1.1.1 Методы обучения, используемые в дидактических поисковых моделях
        • 1.1.2 Позиция учителя в дидактической поисковой модели
        • 1.1.3 Особенности деятельности учащихся в дидактических поисковых моделях обучения
      • 1.2 Место дидактических поисковых моделей в педагогических подходах
        • 1.2.1 Репродуктивные методы обучения
        • 1.2.2 Продуктивные методы обучения
      • 1.3 Виды дидактических поисковых моделей обучения
        • 1.3.1 Игровое моделирование
        • 1.3.2 Учебное исследование
        • 1.3.3 Учебная дискуссия
    • Глава 2. Дидактические поисковые модели в обучении биологии 41
      • 2.1 Место дидактических поисковых моделей в подходах к преподаванию биологии
      • 2.2 Анализ программ по биологии с точки зрения возможностей дидактических поисковых моделей
        • 2.2.1 Анализ программ по биологии
        • 2.2.2 Анализ тенденций развития биологического образования
    • Глава 3. Возможности использования дидактических поисковых моделей в обучении биологии раздел Иммунология в школе
      • 3.1 Анализ программ по иммунологии
        • 3.1.1 Программа авторов: Пасечник В. В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д.
        • 3.1.2 Программа Сонин Н.И., Захаров В.Б., Плешаков А. А., Сивоглазов В.И.
        • 3.1.3 Программа Пономарев И.Н., Константинов В.М., Кучменко В.С., Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Чернова Н.М.
      • 3.2 Выбор методик преподавания иммунологии в школе
        • 3.2.1 Возрастные особенности учащихся 8-9 классов
        • 3.2.2 Репродуктивные методы в преподавании раздела Иммунологии
        • 3.2.3 Продуктивные методы обучения иммунологии
      • 3.3 Результаты эксперимента по использованию дидактических поисковых моделей в преподавании иммунологии
    • Заключение
    • Литература
    • Приложения

дидактический поисковый обучение преподавание иммунология

Введение

В настоящее время актуальным является использование таких форм обучения, которые многими авторами классифицируются как продуктивные (или инновационные). Известно, что такие формы обладают рядом преимуществ по сравнению с репродуктивными, причем эти преимущества оказываются ценными с точки зрения современных тенденций и целей образования.

В нашей работе мы решили исследовать возможности дидактических поисковых моделей в обучении биологии. Дидактические поисковые модели обучения относятся к разряду продуктивных.

В основу исследования были положены работы М.В. Кларина, где дается следующее определение дидактических поисковых моделей: "Дидактические поисковые модели основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем". [9, с. 8]

Понятие "дидактические поисковые модели" отличается от понятия метода обучения, т.к. включает в себя, кроме метода обучения, также и деятельность учащихся и позицию учителя.

Основными вариантами дидактических поисковых моделей являются дидактическая поисковая дидактическая модель обучения на основе систематического исследования (по типу естественнонаучного), дидактическая поисковая дидактическая модель обучения на основе игрового моделирования, дидактическая поисковая дидактическая модель обучения на основе дискуссии, совместной выработки позиций, принятия решений.

Анализ литературы позволил обозначить ряд проблем, связанных с использованием дидактических поисковых моделей: в частности большие затраты времени на изучение материала, определенные требования к подготовке педагога, также считается, что активные, или дидактические поисковые модели нужно использовать в обучении в ограниченном количестве, а при неумеренном их применении возможно резкое ухудшение качества знаний учащихся. Мы считаем, что немалые преимущества в использовании дидактических поисковых моделей не менее ценны, чем усвоение учащимися знаний.

В нашей работе мы решили выбрать такую проблему: исследовать возможности разработки такой системы дидактических поисковых моделей, которая позволяла бы сохранить их преимущества, а так же и не снижала бы эффективность усвоения знаний.

Для работы был выбран раздел школьной биологии - иммунология, в преподавании которого, как показал опрос, учителя, как правило, используют только сообщающие информационно-иллюстративные методы обучения, что объясняется большим количеством новых понятий, но на объяснение которых выделяется небольшое количество времени.

Кроме того, ряд авторов считает, что дидактические поисковые модели эффективны в обучении подростков, т.е. в том возрасте, когда изучается раздел иммунологии.

Гипотеза исследования: использование дидактических поисковых моделей позволит повысить эффективность усвоения знаний учащимися по иммунологии.

Цель работы: исследовать возможности дидактических поисковых моделей в обучении иммунологии в школе.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Анализ литературы, посвященной использованию дидактических поисковых моделей.

2. Анализ программ и опыта учителей в преподавании иммунологии в школе

3. Разработка программы изучения иммунологии в школе, включающей использование дидактических поисковых моделей, а также провести эксперимент по этой программе в 9 классе.

Объект исследования: методы обучения биологии в разделе Иммунология в школе.

Предмет исследования: возможности дидактических поисковых моделей обучения биологии в школе в разделе Иммунология.

Хочу выразить благодарность моему научному руководителю: ассистенту кафедры общей педагогики Кудиновой Ирине Юрьевне за оказанную помощь и поддержку при выполнении работы.

Глава 1. Дидактические поисковые модели обучения

1.1 Понятие дидактической поисковой модели

Дидактические поисковые модели основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Понятие "дидактические поисковые модели" отличается от понятия метода обучения, т.к. включает в себя, кроме метода обучения, также и деятельность учащихся и позицию учителя.

Обобщенной базовой дидактическая моделью в рамках поискового подхода является дидактическая модель обучения как творческого поиска: от видения и постановки проблемы - к выдвижению предположений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания. Основными вариантами этой базовой модели являются дидактическая поисковая модель обучения на основе систематического исследования (по типу естественнонаучного), дидактическая поисковая модель обучения на основе игрового моделирования, дидактическая поисковая модель обучения на основе дискуссии, совместной выработки позиций, принятия решений.

Общая черта всех дидактических поисковых моделей состоит в изменении позиции учащегося, проживание им учебного процесса в роли активного участника - участника исследования, игры, дискуссии.

Построение обучения основано на самостоятельной выработке учащимися теоретических представлений о предметах и явлениях окружающего мира, моделировании научного поиска.[9, с. 10]

Дидактические поисковые модели обучения - это есть обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует, выстраивает учитель.

Дидактические поиски ставят педагога в позицию партнера по учебному исследованию, предполагают личностную включенность всех участников обучения, высокую личностно-профессиональную готовность педагога к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимися, в котором происходит расширение границ как непосредственного опыта, так и его осмысление учащимися. [10, с. 18, 19]

1.1.1 Методы обучения, используемые в дидактических поисковых моделях

Поисковый подход в рамках моделей направлен на освоение учащимися дидактической модели обучения как организации систематической исследовательской деятельности; модели организации обучения как коммуникативно-диалоговой деятельности, активного обмена мнениями, творческой дискуссии.

Учащийся ставится в инициативную (субъектную) позицию в ходе учебного процесса, учитель занимает позицию партнера-помощника в расширении и освоении учащимися непосредственно переживаемого опыта. [9, с. 12]

Творческо-поисковые задачи являются сочетанием логического анализа и интуиции. Интуиция - это способность непосредственного усмотрения истины без предварительного логико-эвристического рассуждения. Она связана как с накопленным опытом и знаниями, так и с врожденными задатками, которые в совокупности определяют способность человеческого мозга совершать "скачки" в процессе познания. Интуиция является бессознательной формой психической деятельности, которая использует неосознаваемую, исключенную из активной работы сознания информацию. При этом сам процесс обработки информации не осознается человеком, а проявляется в созн...

Другие файлы:

Методика использования дидактических карточек при изучении биологии в 6 классе
Дидактические карточки как средство обучения. Анализ возможности современных школьных программ и учебников биологии в 6 классе для формирования эколог...

Методы дидактических игр
Определение, задачи и основы дидактики. Основные цели дидактических игр при обучении детей в средней школе. Учет и реализация специфики психологически...

Применение экскурсий в преподавании ботаники в средней общеобразовательной школе
Предмет и основные задачи биологии в общеобразовательном обучении. Организация уроков биологии с использованием экскурсий. Содержание и методы подгото...

Особенности применения дидактических игр на уроках биологии
Характеристика видов дидактических игр (игры-путешествия, поручения, загадки, предположения, диалоги). Методические рекомендации по разработке и испол...

Использование информационных технологий при разработке дидактических игр по информатике в начальной школе
Роль дидактической игры в развитии умственных способностей школьников. Разновидности дидактических игр. Значение и особенности применения дидактически...