Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Вождение колёсного трактора на автотрактородроме при подготовке тракториста категории "А"

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Уроки индивидуального вождения трактором, требования к уроку обучения, пути его совершенствования. Эффективность методической разработки урока и четкая постановка перед учащимися учебно-воспитательных задач, создание безопасных условий обучения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Республиканский институт профессионального образования»

Кафедра общей и профессиональной подготовки

Курсовая работа

по дисциплине «Методика производственного обучения»

тема: «Вождение колёсного трактора на автотрактородроме при подготовке тракториста категории «А»»

Минск 2011

Аннотация

Курсовая работа раскрывает проблему методического обеспечения производственного обучения, в частности, уроков индивидуального обучения вождению колёсного трактора на автотрактородроме при подготовке тракториста категории «А».

Методическая разработка урока вождения может быть использована в практической деятельности мастерами производственного обучения.

Как мастер производственного обучения по квалификации «Тракторист категории «А», ставлю перед собой задачу по подготовке квалифицированного тракториста. Считаю, что дополнительная рабочая профессия при подготовке специальности «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства» повышает конкурентноспособность специалиста на рынке труда, даёт возможность более профессионально выполнять должностные обязанности.

Содержание

Введение

1. Требования к уроку производственного обучения, пути его совершенствования

1.1 Цели и задачи производственного обучения

1.2 Цели и типы занятий производственного обучения

2 Методика выбора форм организации учебно-производственной деятельности на занятии по вождению трактор

2.1 Методика выбора методов производственного обучения

3. План и проведение урока

Введение

Уроки индивидуального вождения - значимая часть производственного обучения, на которых мастер производственного обучения ежедневно осуществляет профессиональное обучение, воспитание и развитие учащегося.

Эффективность данной методической разработки урока определяют следующие факторы:

- четкое и качественное планирование урока;

- четкая постановка перед учащимися учебно-воспитательных задач;

- применение современных методов и форм обучения;

- мотивация учащихся на успех в процессе обучения;

- осуществление связи теоретических знаний с практическими навыками при выполнении работ;

- создание безопасных условий труда в соответствии правилам техники безопасности и с санитарно-гигиеническим требованиям;

- воспитание посредством урока законопослушного гражданина.

Постоянное совершенствование урока производственного обучения - одна из главных задач, которую ставит перед собой мастер ПО, внедряя передовой педагогический опыт в практику своей работы.

1. Требования к уроку производственного обучения, пути его совершенствования

1.1 Цели и задачи производственного обучения

Производственное обучение - это практическое обучение, которое проводится в учебно-производственных мастерских, в условиях производства, в учебных подразделениях предприятий и на рабочих местах. Этот вид обучения имеет профессиональную направленность и предполагает специальное теоретическое обучение, в тесной связи с которым оно осуществляется. Для производственного обучения как части образовательного процесса характерны все его общие закономерности, а специфика заключается в том, что учебный процесс осуществляется в ходе производительного труда учащихся.

Главная цель производственного обучения как учебного предмета - формирование основ профессионального мастерства квалифицированного рабочего в соответствии с учебным планом и учебной программой. Само мастерство будет развиваться, совершенствоваться в дальнейшем на основе опыта профессиональной деятельности, отношения работника к процессу и результатам своей работы, а в процессе производственного обучения закладывается та база, на основе которой осуществляется последующее развитие деятельности и личности.

По мнению ведущих специалистов в области методики производственного обучения, к основным компонентам основ профессионального мастерства относятся следующие умения:

- работать качественно (соблюдать требования технологического процесса);

-работать быстро (обеспечивать производительность в соответствии с нормами времени);

- работать безопасно (знать и соблюдать требования безопасной организации труда и правила безопасного поведения на производстве);

- рационально организовывать рабочее место, спланировать рабочий день, соблюдать требования к внешнему виду и одежде.

Для формирования каждого из названых компонентов мастер использует разные методы, средства обучения и формы организации учебно-производственной деятельности. Так, для обеспечения необходимого уровня качества выполнения учебно-производственных работ проводится обсуждение с учащимися требований к качеству изделий на основе тщательного анализа технологической документации и освоение приёмов самоконтроля. Чтобы сформировать скоростные навыки (производительность), до сведения учащихся доводят нормы рабочего и ученического времени на изготовление продукции; показ трудовых приёмов мастер проводит в рабочем темпе, так и в замедленном; обеспечивается повторяемость (многократность) выполнения упражнений с целью закрепления профессиональных навыков.

Значительную часть урока мастер затрачивает на формирование у учащихся умений соблюдать требования безопасности труда. Это требования и к внешнему виду, и к организации рабочего места, и поведению учащихся в мастерской, лаборатории, на производственном объекте.

В последние годы к перечисленным выше компонентам ОПМ стали относить и те базовые (ключевые) умения и качества личности, которые обеспечивают умения и качества личности, которые обеспечивают включение работника в трудовой коллектив, помогают сотрудничать с его членами, - профессиональную ответственность, самостоятельность, требовательность к результатам своей работы и сотрудников, умение помочь и принять помощь и пр. Все эти качества формируются при следующих условиях: если организовано сотрудничество учащихся на занятиях, если предпринимаются специальные педагогические меры, используются методы, методики, технологии, адекватные формируемым умениям и качествам личности.

Наиболее известными технологиями, применяемыми для решения указанных задач, являются: бригадная форма организации учебно-производственной деятельности (развивает умения сотрудничества, взаимопомощи, взаимоответственности); игровые технологии (эффективны для развития профессиональных интересов и адаптации); имитационные упражнения (благоприятны для формирования умения устанавливать гармоничные взаимоотношения в трудовом коллективе); модульное обучение (особенно эффективно при формировании умений самоконтроля); реализация личностно-ориентированного подхода в обучении (помогает создать на уроках атмосферу успеха, эмоционального подъёма). Перечень и возможности современных технологий обучения не исчерпываются данными примерами. Мастеру необходимо изучать специальную педагогическую литературу, изучать опыт коллег, чтобы обогатить свою авторскую методику теми методами, приёмами и средствами, которые наиболее точно отвечают целям профессионального обучения, воспитания и развития.

В процессе производственного обучения по квалификации «Тракторист категории «А» используется индивидуальная форма обучения, реализуются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении, методика критического мышления, а также используются такие активные методы обучения, как репродуктивный, проблемный, индуктивный, дедуктивный, самостоятельная работа.

1.2 Цели и типы занятий производственного обучения

В ходе обучения реализуются многие цели, главная из которых - передача опыта от одного поколения к другому. Наиболее важная цель обучения в УО ССО - формирование личности специалиста, обладающей теми нравственными и профессиональными качествами, которые позволяют в дальнейшем развивать свою профессиональную компетентность.

Для правильного определения целей учебного занятия надо хорошо знать современные задачи и особенности подготовки квалифицированных специалистов. И поэтому педагогическое мастерство должно заключаться в том, чтобы корректировать эти задачи на уровне организации-заказчика кадров или отрасли, а затем учреждения образования и учебного занятия.

При подготовке к занятию мастер должен чётко знать, зачем проводит учебное занятие. Мастер производственного обучения формулирует следующие цели учебного занятия:

· обучающая (формирование знаний, умений, навыков и способов деятельности в соответствии с требованиями рабочей учебной программы);

· развивающая (развитие профессиональных интересов, профессионального мышления, трудовой сноровки, глазомера и пр.);

· воспитательная (формирование взглядов, убеждений, качеств личности);

· методическая (опытная проверка разработанных мастером производственного обучения новых дидактических средств, новых сочетаний методов и приёмов обучения, интерактивных форм организации учебно-производственной деятельности).

В практике производственного обучения сложились следующие требования к обучающей цели:

Другие файлы:

Разработка конструкции главной передачи переднего ведущего моста колёсного трактора
Анализ аналогичных конструкций главных передач. Кинематический и энергетический расчеты, частота вращения всех валов переднего моста трактора "Белорус...

Проектирование и исследование механизмов колёсного трактора
Синтез рычажного механизма двигателя. Структурный анализ механизма, построение планов их положений, скоростей и ускорений, а также кинематических диаг...

Проектный расчет нового трактора
Разработка проекта колесного тягового трактора сельскохозяйственного назначения. Определение эксплуатационного веса тяговый расчет трактора. Обоснован...

Анализ использования трактора ЛТЗ-55А
Характеристика трактора, параметры и технические данные. Сельскохозяйственные машины для использования с данным классом трактора. Техническое обслужив...

Ремонт сцепления трактора ДТ75М
Устройство муфт сцепления трактора ДТ-75М. Техническое обслуживание трактора, неисправности и их устранение. Технологический процесс ремонта сцепления...