Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Психолого-педагогические и дидактические основы использования театрально-игровой деятельности в развитии речи и фонематического слуха дошкольников. Проведение театральных инсценировок и представлений для развития звуковой культуры речи и детского словаря.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА: Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

Выполнил(а) Баклыкова

Лариса Анатольевна

Специальность: 050704

Дошкольное образование

Курс IV, группа Д.З. 5.1

Руководитель: Лысечко

Ирина Анатольевна

Волгодонск 2012

Содержание

Введение

I. Теоретические основы исследования использования театрализовано-игровой деятельности в развитии речи и фонематического слуха

1.1 Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи и фонематического слуха

1.2 Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи

1.3 Дидактические основы использования театрально-игровой деятельности в образовательном процессе

II. Пути и условия развития речи посредством театрализовано-игровой деятельности

2.1 Содержание, условия и этапы развития речи с помощью театрально-игровой деятельности

2.2 Приёмы развития речи детей посредством театрализовано-игровой деятельности

2.3 Анализ и оценка результатов использования театрально-игровой деятельности в развитии речи детей

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

«Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Замена термина «театрально - игровая деятельность дошкольников» обусловлена дальнейшим развитием психолого-педагогической науки, сменой парадигмы современного образования.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.

Актуальность нашего исследования мы видим в том, что театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи так, как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Вместе с тем ныне в дошкольным учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Объект исследования - театрализовано-игровая деятельность как средство развития и совершенствования речи, формирования фонематического слуха.

Предмет исследования- условия формирования фонематического слуха и развития речи в процессе театрализовано-игровой деятельности.

На основе сделанных выводов мы определили цель исследования - отобрать наиболее эффективные виды использования театрально-игровой деятельности для развития речи и формирования фонематического слуха дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить основные направления исследования и выявить наиболее эффективные виды использования театрализовано-игровой деятельности в образовательном процессе ДОУ.

3. Сформулировать ведущие условия, обеспечив эффект в использовании театрализовано-игровой деятельности для развития речи и формирования фонематического слуха дошкольников.

Гипотеза: подбор различных видов театрализовано - игровой деятельности положительно влияет на развитие речи и формирование фонематического слуха дошкольников если:

1. Воспитатель понимает необходимость использования театрализовано - игровой деятельности как средства развития речи.

2. Отбираются эффективные приемы использования театрализовано - игровой деятельности для развития речи.

3. Театрализовано-игровая деятельность как средство развития речи будет использоваться осознано и систематически.

Методологическую основу нашего исследования составляет положение о развитии речи у дошкольников (М.М. Алекссева, В.И. Яшина, Г.А. Фомичёва, Л.П. Федоренко и др.), а также положение по вопросам развития речи детей в процессе театрализованной игровой деятельности (И. Ярославцева, С.Н. Томчикова, Н.С. Карпинская и др.) [2, с. 9].

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики развития речи, наблюдение, эксперимент, анализ полученных данных, обобщение.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что её результаты позволяют расширить и углубить представления об положительном влиянии театрализовано-игровой деятельности на развитие речи у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный в исследовании цикл занятий и методические рекомендации по развитию связной речи средствами театрализовано-игровой деятельности могут быть использованы в практической деятельности воспитателей для оптимизации процесса развития речи детей дошкольного возраста.

Новизна исследования сформулирована в том, что для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

I. Теоретические основы исследования использования театрализовано-игровой деятельности в развитии речи и фонематического слуха

1.1 Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи и фонематического слуха

Театрализованная деятельность дошкольников» - достаточно новое педагогическое понятие, которое имеет длительную историю своего становления.

В конце XVIII - начале XIX веков, под влиянием Запада, в быт дворянской семьи входит домашний театр, который приобщает ребенка к театральному искусству. А профессиональные (постоянные) театры для детей организуются в нашей стране с 1918 г. открывается первый стационарный детский театр Моссовета, возглавляемый Н.И. Сац, где первоначально показывают лишь кукольные и балетные представления.

В детских дошкольных учреждениях начинают широко использовать новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр) как для показа детям, так и для самостоятельного разыгрывания детьми.

В педагогическую науку и практику вводятся новые понятия «театрально-игровая деятельность» и «театрализованная игра». Они получают следующие определения: «театрально-игровая деятельность дошкольников» - это «понятие обобщенное, в котором объединены разного рода представления: настольный, пальчиковый, теневой театры, разного рода представления на ширме, игры-драматизации», а «театрализованные игры» - это «игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные п...

Другие файлы:

Дифференцированный подход в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР
Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия в онтогенезе. Методические аспек...

Развитие фонематического слуха дошкольников
Понятие фонематического слуха. Его этапы развития у ребенка. Манипулирование звуками. Игры для развития фонематического слуха. Трудность предлагаемых...

Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи
Проблема развития фонематического слуха у детей в психолого-педагогической и специальной литературе. Особенности восприятия речи у детей старшего дошк...

Анализ проблем общего недоразвития речи в современной логопедии
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи. Фонематическое восприятие у дошкольников. Развитие фонематического сл...

Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у дошкольников. Оценка изменений в сформированности просодической стороны речи, фонематического слуха и восприятия, импрессивн...