Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Влияние нарушений слуха на развитие речи ребенка

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе. Значение слухового восприятия речи для глухих и слабослышащих детей. Классификации нарушений слуха. Анализ особенностей и специфики этапов речевого развития глухого ребенка в сравнении его со слышащим.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Курсовая работа

Влияние нарушений слуха на развитие речи ребенка

Оглавление

Введение

Глава 1. Роль слухового восприятия в развитии речи ребенка

1.1 Слуховое восприятие устной речи

1.2 Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе

1.3 Значение слухового восприятия речи для глухих и слабослышащих детей

Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха

2.1 Классификации нарушений слуха

2.2 Речевое развитие глухих и слабослышащих детей

2.3 Условия развития речи

Заключение

Библиографический список

Введение

Не следует забывать, что

умение думать по-человечески,

но без слов, дается словами.

А.А. Потебня

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Она не является врожденной способностью человека, речь формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание - были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Поражение слуха нарушает нормальное развитие речи. При нарушении слуха ограничиваются возможности для овладения звучащей речью на основе слухового подражания. Так как роль слуха в речевом развитии ребенка является решающей, то недостаток слуха является препятствием для становления речи. У ребенка, наряду с обеднением словаря, нарушениями грамматического строя речи, наблюдаются нарушения в произношении. Он испытывает также затруднения в восприятии обращенной к нему речи. Чем значительнее потеря слуха, тем резче сказывается дефект слуха на состоянии речи. Без специального обучения дети с нарушением слуха могут остаться без речи или лишь с зачатками ее в виде небольшого количества фонетически искаженных слов.

Потеря слуха может служить причиной полной или частичной утраты уже сформированной речи. Затруднение детей в восприятии речи, вызванное нарушениями слуха, ограничивает объем информации, речевого материала, который может быть сообщен ребенком в ходе воспитательного процесса, оказывает влияние на качество этого процесса.

Слухо-речевая реабилитация неслышащих и слабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики.

Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.

Достаточное количество работ исследователей затрагивают те или иные аспекты данной проблемы. В частности важным вкладом в изучение этой проблемы являются исследования Федора Андреевича Рау, Натальи Александровны Рау, Федора Федоровича Рау, Рахиль Марковны Боскис, а также В.И. Бельтюкова, А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, Е.П. Кузьмичевой, К.В. Коровина, Б.Д. Корсунской, Л.В. Нейман, Т.В. Розановой, Ж.И. Шиф, Н.Д. Шматко и др.

Цель: теоретически изучить особенности развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме.

2. Определить значение слухового восприятия в развитии речи ребенка.

Объект: изучение особенностей развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

Предмет: возможности речевого развития детей с нарушенным слухом.

Субъект: дети, не слышащие с рождения или потерявшие слух на 1-ом году жизни.

Гипотеза: мы предполагаем, что недостаток слуха является препятствием для становления речи.

Глава 1. Роль слухового восприятия в развитии речи ребенка

1.1 Слуховое восприятие устной речи

Одной из важных задач работы со слабослышащими детьми является формирование у детей навыков восприятия устной речи. Устная речь - один из видов коммуникативной деятельности человека, средство общения и специфическое орудие мышления. В общественно - трудовой деятельности, в быту люди используют при общении главным образом устную речь. Роль ее с развитием новейших средств связи, позволяющих передавать устную речь на громадные расстояния, все возрастает. Устная речь - это произносимая и воспринимаемая речь. Известно, что характерной чертой устной речи является ее звуковая природа. Устная речь состоит из последовательности звуков речи (гласных и согласных), произносимых слитно, с паузами после отдельных слов или групп слов. Смежные звуки оказывают взаимное влияние друг на друга. Каждому человеку свойственна своя манера произнесения звуков. Поэтому при работе по развитию слухового восприятия можно ожидать, что один и тот же ребенок, особенно вначале, с разным успехом будет воспринимать на слух речь разных людей. Звуки речи неодинаково информативны: гласные звуки содержат малую смысловую информацию, наиболее информативны глухие согласные звуки. Разборчивость речи в значительной мере определяется разборчивостью глухих согласных. Это также может оказать свое воздействие на процесс восприятия ребенком речевого материала.

Все многообразие различных вариаций звучания служит тем материалом, из которого построена фонетическая система языка. В целом все материально - звуковые средства устной речи (фонемы, словесное ударение и интонация), используемые в языке для выражения и различения смысла, в конечном счете варьируют такие свойства звука, как его принадлежность к тонам или шумам, его высота, сила, длительность, прерывистость или непрерывистость. Они укладываются в определенный динамический и частотный диапазоны. Динамический диапазон речи характеризуется разной интенсивностью ее звучания в зависимости от силы голоса. Так, разность между обычной громкой и шепотной речью равна примерно 60 дБ2. Частотный диапазон речи - от самых низких тонов мужского голоса до самых высоких компонентов некоторых согласных - выходит за пределы зоны, охватывающей частоты от 100 до 10 000 Гц3. Этот диапазон определяется основным тоном голоса и формантами, характеризующими гласные и согласные фонемы. Средняя частота мужского голоса - около 125 Гц, женского - 250 Гц. Для опознавания гласных звуков русского языка, у которых отмечен ряд формант, достаточно двух первых формант. Первые форманты гласных располагаются в диапазоне около 300 - 700 Гц и 600 - 2300 Гц. Форманты согласных разбросаны шире, а некоторые располагаются в области частот более 4000 Гц4.

Особенно важной для разборчивости речи является область частот от 300 до 3000 Гц. Это следует учитывать при проведении работы по развитию восприятия речи на слух.

Устная речь у нормального слышащего формируется на основе ее слухового восприятия и подражания. Для формирования речи важное значение имеет развитие функции слухового и речедвигательного анализаторов. Произносительная сторона устной речи (произношение) и восприятие устной речи окружающих - две важные стороны речевой коммуникативной деятельности человека, от которых зависит его общение с другими людьми. Если навыки восприятия устной речи несовершенны, то общение человека с окружающими затрудняется.

Восприятие устной речи - одна из высших психических функций человека. Это внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование), включающая акт понимания, осмысления принимаемого речевого сообщения. При речевом общении один человек сообщает информацию, а другой ее воспринимает, определяя переданную мысль. Восприятие этого сообщения предполагает анализ и синтез воспринятых материальных - звуковых - средств языка: интонации, фразового ударения, ритмической и звуковой структуры слова. Восприятие звучащей речи тесно связано с пониманием ее содержания. Первичный анализ звуковых раздражений производится рецептором слухового анализатора. Результаты этого анализа подвергаются сложной переработке в головном мозгу. В процессе слухового восприятия речи актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний, образы, соответствующие фонемам, словесному ударению, интонации, что позволяет осмыслить принимаемое сообщение. Процесс восприятия устной речи носит активный характер. Воспринимающий речь не просто обрабатывает поступающую информацию, а проявляет встречную активность, сличает услышанное с пргнозируемой им моделью, вносит поправки и на основе этого принимает решение о смысле воспринятого сообщения. Подобное прогнозирование опирается на сочетаемость тех или иных единиц языка (фонем, морфем, слов), на смысловой контекст, на предшествующий жизненный опыт слушающего, догадку, его установку, настроение в момент приема звукового сообщения. Восприятие сообщения обусловливается рядом фактов: включенностью человека в активную деятельность, его индивидуально - личностными особенностями (особенностями мышления - гибкостью, продуктивностью и т.д.; памяти - ее объемом, типом и т.д.). Смысловое восприятие речевого сообщения зависит также от характера самог...

Другие файлы:

Развитие слуха и речи
Роль слуха в развитии ребёнка и познании окружающего мира. Познавательное и коммуникативное значение речи, её возрастные особенности развития и причин...

Особенности личностного развития ребенка с нарушением слуха
Причины и классификация нарушений слуха. Развитие самосознания и эмоциональной сферы у ребенка с нарушением слуха. Роль семьи в развитии личности, фор...

Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения у детей
Условия нормального становления речи. Строение органа слуха и его взаимосвязь с мозговыми анализаторами. Степени нарушений функции слуха. Механизм зри...

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников
Содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей. Формирование словесной речи ребенка с использованием остаточного слуха. Роль семьи в соц...

Развитие речи младших школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности
Понятие и характеристика видов речи. Определение особенностей развития речи детей с нарушением слуха. Описание речевой среды как важного условия актив...