Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Влияние игры на формирование личности дошкольников в семейном воспитании

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности развития познавательных психических процессов в дошкольном возрасте. Основные виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное. Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Влияние игры на формирование личности дошкольников в семейном воспитании

Содержание

Введение

Глава 1. Психическое развитие дошкольника

1.1 Особенности развития познавательных психических процессов

1.2 Личностное развитие в дошкольном возрасте

Глава 2. Влияние игры на психическое развитие дошкольника

2.1 Игра как источник развития детей дошкольного возраста

2.2 Основные характеристики игры

2.3 Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность

Игра занимает важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. При этом игра имеет огромное значение для психического развития ребенка.

Именно в игре в полной мере развивается способность к воображению, образному мышлению. В свою очередь, это осуществляется по той причине, что в игре каждый ребенок определенным образом реконструирует интересующие его сферы жизни посредством условных действий. Сначала это действия с игрушками, которые заменяют настоящие вещи, а затем - это изобразительные, речевые и воображаемые действия, совершаемые в умственном плане.

Важно отметить, что игра влияет не только на умственное развитие дошкольника, но и на личностное. Именно в игре формируется такое качество личности, как саморегуляция всех действий с непосредственным учетом задач количественной деятельности. В данном случае главными достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. [4, c. 89]

Именно в игре дети способны получить первый свой опыт коллективного мышления. Специалисты полагают, что детские игры возникли в качестве отражения трудовой и общественной деятельности взрослых людей.

При этом умение играть появляется не путем определенного автоматического переноса. Необходимо приобщать детей к игре. В данном случае от того, какое содержание будет вкладываться взрослым человеком в предлагаемые детям игры, зависит успех непосредственной передачи обществом своей культуры.

В свою очередь, достаточно плодотворное освоение общественного опыта осуществляется только лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде.

Объект исследования - игра детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности влияния игры на формирование личности дошкольников в семейном воспитании

Целью данной работы является изучение особенностей влияния игры на формирование личности дошкольников в семейном воспитании.

Для достижения поставленной цели нами были обозначены следующие задачи:

- изучить особенности развития познавательных психических процессов детей дошкольного возраста;

- исследовать личностное развитие в дошкольном возрасте

- изучить влияние игры на психическое развитие дошкольника

Глава 1. Психическое развитие дошкольника

1.1 Особенности развития познавательных психических процессов

В дошкольном возрасте ребенок имеет огромную познавательную активность. Это относится прежде всего к сенсорному развитию. В данный период у детей снижаются пороги ощущений, а также повышается острота зрения и слуха, точность цветоразличения, развивается фонематический слух.

В дошкольном возрасте ребенок определенным образом овладевает перцептивными действиями и начинает обследовать окружающие предметы. В свою очередь, рука становится органом познания. И вместо манипуляций с предметом ребенок начинает его всячески ощупывать, а также выделять детали. [11, c. 123]

В данном случае на основе личного опыта ребенок способен обобщить некоторые свойства предметов и применить их для сравнения как эталоны. Благодаря этому и усваиваются социально принятые, исторически выработанные эталоны. Они выражены в названиях цвета, формы, звука, их вводят взрослые.

Овладение в полной мере перцептивными действиями и использование эталонов позволяет расчленно воспринимать окружающий мир.

В связи с этим возникает произвольная регуляция многих сенсорных процессов. У ребенка активно развивается восприятие.

Дети учатся не только смотреть, но и рассматривать, наблюдать. Особенно им нравится наблюдать живое: лягушку, кролика, бабочку. Малыши хотят их потрогать, взять, а старшие дети могут затихнуть и наблюдать, комментировать увиденное. Восприятие становится процессом, а не одномоментным актом.

Многие специалисты исследовали восприятие рисунка детьми в качестве показателя интеллекта. При этом в рассказе по собственному рисунку дети перечисляют в самом начале объекты. В 4-5 лет дети предоставляют описание действий, а в 6-7 лет дети поясняют события.

При этом в рисунке детей есть много условностей. Очень трудно дается им перспектива. Многие дошкольники воспринимают некоторые отдаленные предметы как маленькие. В данном случае пространственные соотношения они плохо передают в своем рисунке. Важные и яркие детали изображают крупнее (очки на рисунке выходят за пределы головы). [18, c. 178]

Стоит отметить, что восприятие времени также затрудняет детей. В свою очередь, дети не путают прошедшие события с будущими. При этом слова вчера и завтра нередко применяют невпопад.

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Подобный избирательный характер психических процессов специалисты связывают с таким свойством психики, как внимание.

В свою очередь, в отличие от таких познавательных процессов, как восприятие, память и мышление, внимание своего особого содержания не имеет. В данном случае оно проявляется как бы внутри подобных процессов и неотделимо от них. Именно внимание в полной мере характеризует некоторую динамику протекания психических процессов.

Стоит отметить, что внимание представляет собой особую направленность психики (сознания) на определенные объекты, которые имеют для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

В данном случае под направленностью следует понимать, в первую очередь, избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объектов. При этом избирательность способна проявиться не только в непосредственном выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении.

Отметим другую характерную особенность внимания. Это сосредоточение (концентрация) психической деятельности (сосредоточение субъекта на объекте). При этом сосредоточение предполагает не просто особое отвлечение от всего постороннего. [4, c. 123]

С сосредоточенностью тесно связана некая интенсивность или же напряженность внимания. При этом колебания внимания по интенсивности могут быть оценены электроэнцефалографическим методом (ЭЭГ-методом). Разным степеням напряжения внимания соответствуют различные кривые ЭЭГ. Чем больше интерес к деятельности (чем больше осознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем менее она знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным (напряженным) будет внимание.

В свою очередь, с субъективной точки зрения подобные различия в интенсивности характеризуются большей или меньшей углубленностью в деятельность, поглощенностью ею.

Проявление внимания тесно связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. При этом многие исследователи выделяют следующие виды внимания:

- сенсорное,

- интеллектуальное,

- моторное,

- преднамеренное,

- непреднамеренное внимание. [6, c. 145]

В свою очередь сенсорное внимание появляется при непосредственном воздействии на органы чувств. Подобное внимание обеспечивает довольно четкое отражение предметов и их непосредственных свойств в ощущениях и в восприятиях человека.

Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и пр. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание.

В свою очередь, моторное внимание нацелено на непосредственные движения и действия, совершаемые человеком. Подобное внимание дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности.

При этом интеллектуальное внимание нацелено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление.

Преднамеренное (произвольное) внимание появляется только при непосредственном наличии у субъек...

Другие файлы:

Влияние экологизированных игровых обучающих ситуаций на процесс экологического воспитания дошкольников
Рассмотрение роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников. Методические рекомендации по проведению игр с правилами и сюжетно-ролевы...

Роль совместной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста
Психологические особенности совместной деятельности дошкольников. Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников. Влияние сюжетно-ролевой и...

Традиционные технические средства обучения в семейном воспитании
Роль телевидения в воспитании дошкольника. Уровни родительского вмешательства в просмотр телепрограмм детьми. Роль домашнего компьютера в воспитании д...

Игра - метод ознакомления дошкольников с природой
Экологическое образование и воспитание в период дошкольного детства. Процесс освоения экологических представлений, формирование эмоционального отношен...

Роль семейного воспитания в развитие личности
Семья и ее социальные функции. Стили и типы воспитания. Факторы, влияющие на формирование личности. Воспитание младших школьников в различных по струк...