Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в воспитании и обучении детей

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Теоретический обзор проблем общественного дошкольного и семейного воспитания и обучения детей; изучение общего педагогического опыта их взаимодействия. Рассмотрение эффективности и выработка практических рекомендаций по воспитанию здорового ребенка.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Дипломная работа

Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в воспитании и обучении детей

Выполнил:

Медведева Галина Сергеевна

Специальность:

организатор-методист

дошкольного образования

ПДО: г. Чернушка

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический обзор проблем общественного и семейного воспитания и обучения детей

1.1 Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка

1.2 Основы семейного воспитания

1.3 Особенности общественного воспитания

Вывод

Глава 2. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей

2.1 Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи

2.2 Воспитание здорового ребенка

Вывод

Глава 3. Из опыта работы по установлению взаимодействия с родителями

Заключение

Литература

Приложения

дошкольный семейный ребенок воспитание

Введение

Актуальность темы.

В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Все участники педагогического процесса - педагоги, дети и родители, сотрудники и руководители дошкольных образовательных учреждений имеют одинаковые права для участия в воспитательно-образовательном процессе.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности с помощью общения.

Главный момент в системе "семья - дошкольное образовательное учреждение" - личное взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений. Такие отношения возможны только в условиях "открытого" детского сада, причем должна существовать открытость и "внутрь" и "наружу". Что это значит?

Открытость детского сада внутрь - это вовлечение родителей или других членов семьи в образовательный процесс, а открытость наружу означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума и готов сотрудничать с расположенными поблизости социальными учреждениями: школой, библиотекой, учреждениями дополнительного образования.

Основные направления взаимодействия с родителями:

1. Укрепление здоровья.

2. Единое педагогическое пространство.

3. Формирование развивающей среды дошкольного учреждения, создание условий для гармоничного развития детей.

4. Организация защиты прав ребёнка.

5. Организация семейного досуга.

6. Обмен опытом между родителями.

В ноябре 2002 года в г. Кемерово проводилась межрегиональная научно- практическая конференция "Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка в новых социально-экономических условиях". В работе конференции приняли участие ученые, преподаватели высших и средних специальных учебных учреждений образования, руководители и специалисты органов управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения, практические работники детских садов.

В ходе конференции были обсуждены актуальные проблемы защиты прав ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении, оказания правовой и психолого-педагогической помощи родителям, взаимодействия структур управления, организаций и общественности в вопросах создания условий по улучшению качества жизни и образования дошкольников, инновационные подходы в подготовке и повышении квалификации специалистов детских садов по сотрудничеству с семьёй. Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники конференции отмечают, что современное дошкольное образование отражает идеологию педагогики развития, динамично развивается в русле модернизации российского образования. Но эти изменения происходят, как правило, в тех детских садах, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с родительской общественностью, способствуют культурно-духовному росту семьи, повышают педагогическую культуру родителей. Особо было отмечено, что благодаря инновационным процессам совершенствуются образовательные технологии, обеспечивающие реализацию прав детей на качественное дошкольное образование, развитие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. В то же время ученые и практики констатируют, что в Российской Федерации с начала 90-х годов на треть сократилась сеть дошкольных образовательных учреждений, более 40% детей дошкольного возраста остаются вне системы дошкольного образования. Является очевидным фактом то, что условия воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависят от материальных возможностей родителей: в городских - сборы на организацию развивающей среды и создание необходимых санитарно- гигиенических условий, на селе - посещение детьми дошкольных образовательных учреждений. Иногда родители не имеют возможности оплатить содержание ребенка в детском саду и не устраивают его туда, иногда очередь на устройство ребенка в детский сад подходит только тогда, когда ребёнку пора идти в школу. Эти проблемы являются нарушением конституционного права детей на дошкольное образование.

Обсуждался на конференции вопрос о сохранении и укреплении здоровья детей, так как эта задача всегда, а в настоящее время особенно, актуальна. Особое внимание следует уделять проведению комплексных мероприятий по сохранению здоровья и созданию комфортных условий для воспитания детей.

Так что же является самым важным при установлении атмосферы взаимодействия с семьёй в современных условиях, какие задачи, прежде всего, должны решать педагоги-практики в своей повседневной работе? Это:

- Сохранение сети дошкольных образовательных учреждений в новых социальных и экономических условиях.

- Добиваться качества воспитательно-образовательной работы с детьми, используя разнообразные формы взаимодействия с семьёй.

- Повышать уровень правовой и психолого-педагогической культуры родителей с целью понимания ими самоценности дошкольного детства.

Для выполнения третьей задачи педагоги сами должны научиться разговаривать на языке Закона, то есть очень хорошо знать и понимать следующие документы:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Конституция Российской Федерации;

- Закон об образовании;

- семейный кодекс и комментарии к нему;

- Закон об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- региональные документы о защите прав ребенка.

Важнейшим фактором эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения является знание особенностей микро и макроструктуры его ближайшего окружения, установление единства, преемственности и взаимодействия с родителями и другими структурами: школа, больница, библиотека, музей, психологические службы и юридические консультации.

Цель исследования.

Выявить эффективные методы установления взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей.

Задачи исследования.

Изучить, проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу, педагогический опыт по данной проблеме; обобщить и систематизировать практический опыт по установлению взаимодействия с семьей в вопросах воспитания и обучения детей, внедрять его в практику работы; изучить его эффективность и выработать практические рекомендации.

Объект исследования.

Взаимодействие ДОУ и семьи.

Предмет исследования.

Методы установления взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей.

Гипотеза исследования.

Решение проблем поддержки семьи, материнства и детства на современном этапе развития нашего общества невозможно без помощи системы дошкольного образования. А для повышения качества дошкольного образования, его востребованности семьёй и обществом, обеспечения прав и равных возможностей детей на дошкольное образование необходимы:

- координация усилий всех ветвей власти, ведомств и организаций, общественности, работников управления разного уровня на защиту конституционных прав детей и родителей;

- исключение заорганизованности, диктата в работе с семьёй, закрытости дошкольных образовательных учреждений от общественного влияния, формирование открытой социальной среды, единого образоват...

Другие файлы:

Практика и проблемы организации дошкольного образования в городе Челябинск
Особенности государственной политики РФ о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях. Основные типы образовательных учрежд...

Работа ДОУ с семьей по развитию у детей математических представлений
Особенности психологического развития детей в первые годы жизни. Влияние семьи на развитие математических представлений. Развитие логического мышления...

Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении.
Аннотация:Книга содержит практический материал для руководителей дошкольных образовательных учреждений в области управления.В книге впервые описаны р...

Игры-эстафеты для детей 5-7 лет. Практическое пособие
Предлагаемое практическое пособие посвящено одной из наиболее важных педагогических проблем - вопросу формирования двигательной активности у детей ста...

Мир животных через моделирование в группе «Фантазёры»
Аннотация: В данном пособии представлена система работы по формированию обобщенных представлений о различных классах животных у детей старшего дошколь...