Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Взаимодействие детского сада и родителей в формировании интереса дошкольника к семейной истории

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность традиций и обычаев, их социальные функции. Роль традиций в воспитании ребенка. Специфика работы по формированию интереса к семейной истории у дошкольников. Изучение уровня представления родителей о своей родословной и семейных традициях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Нижегородский педагогический колледж им. К.Д.Ушинского»

Выпускная квалификационная работа

«Взаимодействие детского сада и родителей в формировании интереса дошкольника к семейной истории»

Аверченко Татьяна Александровна

Студентка 404 «А» группы

Специальность 050704 Дошкольное образование

Руководитель: Стулова Раиса Михайловна

Нижний Новгород 2013г.

Оглавление

Введение

1. Некоторые теоретические аспекты формирования традиций в семейной педагогике

1.1 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции

1.2 Роль традиций в воспитании ребенка

2. Специфика работы по формированию интереса к семейной истории у дошкольников

2.1 Родословная семьи - основа формирования семейной истории

2.2 Взаимодействие детского сада и родителей по формированию интереса детей к семейной истории

3. Изучение уровня сформированности представлений у детей о семейной истории0

3.1 Программа исследования: цель, задачи, мотивы исследования

3.2 Анализ результатов исследования

3.3 Рекомендации по организации работы с детьми и родителями

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи - это основные факторы, которые отличают семью от других институтов.

Мы согласны с мнением Т.А. Марковой, которая считает, что «в семье существуют возможности для включения ребёнка в бытовую, хозяйственную, досуговую, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к труду родителей».

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Динамичная и порой непредсказуемая социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации - «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи и дошкольного учреждения.

Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства.

Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного формирования личности ребёнка.

Сложившаяся система детско-родительских отношений являлась предметом исследования таких авторов, как Дружинин В. Н., Карабанова О. А., Лидерс А. Г., Овчарова Р. В., Сатир В. и др.

Проблемой формирования личности ребёнка на протяжении многих лет занимались такие известные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Столин и другие. В многочисленных теоретических и прикладных исследованиях сферы личности А.С. Спиваковской и Н.Я.Безбородовой показана важность и значимость изучения сферы личности. Перечислим ряд доводов: во - первых, наличие эмоционального общения на ранних этапах развития приводит к существенным качественным показателям в становлении его личности; во - вторых, внутренне субъективное отношение ребёнка к окружающей действительности определяет его благополучие, которое во многом влияет на межличностные отношения, на общение, поведение, на качество выполняемой деятельности, на развитие и формирование человека как личности.

В связи с этим указывается на необходимость формирования личности с дошкольного возраста. Как подчеркивает А.В. Запорожец, воспитание на этой основе социальных чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком - то смысле даже более важной, чем воспитание его ума».

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической не разработанностью проблемы воспитания уважительного отношения к семейным традициям, а также влиянием семейных традиций на формирование личности дошкольников.

На наш взгляд, очевидным является противоречие между усилением значимости формирования личности дошкольников и недостатком эффективных средств в процессе формирования личности.

Проблема исследования состоит в том, какие средства являются наиболее эффективными для формирования личности дошкольников. В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных факторов, в частности, семейных традиций для формирования личности ребёнка.

В нашей работе мы будем исследовать, как понятие семейные традиции, так и их влияние в формировании личности дошкольника.

Цель исследования: выявить влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников.

Объект исследования: процесс формирования личности дошкольников.

Предмет исследования: семейные традиции как средство формирования личности дошкольников.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать значимость и необходимость использования семейных традиций в воспитании ребенка

2. Изучить методическую литературу и опыт работы по формированию интереса у дошкольников к семейным традициям

3. Изучить уровень приобщения ребенка к семейным традициям

4. Определить приоритетные направления взаимодействия детского сада и семьи по данной проблеме

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование личности дошкольников в семье будет эффективным, если:

- воспитание опирается на традиции народа;

- используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций;

- деятельность родителей по формированию личностных качеств дошкольников осуществляется систематически и планомерно;

- соблюдается преемственность и тесное взаимодействие семейного воспитания и воспитания в детском дошкольном учреждении.

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

· теоретический анализ психолого - педагогической литературы;

· диагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных).

Теоретической базой исследования являются работы отечественных психологов, посвящённые проблеме формирования личности дошкольников, раскрытия духовных потребностей ребёнка и его творческого потенциала (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, И.С. Кон, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Столин, А.В. Запорожец и др.).

Практическая значимость результатов состоит в том, что содержащие в работе теоретические материалы по включению семейных традиций в процесс формирования личности дошкольников будут использованы в системе педагогического просвещения родителей.

1. НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ В СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

1.1 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции

В эпоху быстрых перемен, люди стремятся к чему-то новому, пытаются уйти от традиционности, избавится от устоев, как от пережитков прошлого, чего-то ненужного, потерявшего смысл… Но всегда ли то, что имело особое значение на протяжении столетий, утрачивает свою ценность в современном мире?

Традиции в жизни семьи

Семейные традиции - повторяющиеся понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение. Важно, чтобы смысл традиций был понятен всем членам семьи: и взрослые, и...

Другие файлы:

Принципы взаимодействия детского сада и семьи
Виды связей детского сада и семьи Дуброва. Этапы работы воспитателя с коллективом родителей. Социально-психологическая подготовка воспитателей к взаим...

Неразрывная связь общественного и семейного воспитания
В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащи...

Взаимодействие ДОУ и семьи с целью гармонизации воспитания и развития ребенка
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи - важное условие в воспитании, развитии и подготовке ребенка к учебной деятельности. Активное включение...

Взаимодействие педагогов и родителей для реализации современной модели художественно-эстетического образования в ДОУ
Открытость детского сада для семьи. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей едины...

Ознакомление детей разных возрастных групп с растениями участка детского сада
Понятие и методика проведения экскурсий в средней группе детского сада, их значение в экологическом развитии детей и место в образовательно-воспитател...