Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Анализ подходов к образованию как системе, процессу, результату

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Концептуальные основы цивилизационной парадигмы образования как всеобщей социальной формы развития человека в современном мире. Государственная программа модернизации российского образования в условиях новых организационных форм учебной деятельности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Педагогическая психология

Тема

Анализ подходов к образованию как системе, процессу, результату.

Фамилия студента

Имя студента

Отчество студента

№ контракта

Содержание

  • Введение
    • 1. Аанализ подходов к образованию как системе, процессу, результату
      • 1.1 Концептуальные основы цивилизационной парадигмы образования в современном мире
    • 1.2 Актуальные задачи современной системы образования
    • 2. Повышение качества образования в условиях новых организационных форм учебной деятельности
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования.

Анализ современной социально-экономической и политической ситуации нашего общества, который мы провели по наиболее часто посещаемым интернет-сайтам, газетным и журнальным публикациям, радио- и телепередачам, дает право утверждать, что кризис и общая нестабильность жизни людей наблюдается сегодня во всех сферах деятельности, как в нашем государстве, так и в мировом сообществе.

За последние годы общий культурный уровень людей снизился катастрофически. Это - результат утери принципиальных мировоззренческих ориентиров. Автор многих научных работ по исследованию системных отношений в области социологии и психологии Виталий Андреевич Поляков пишет в своей книге: "Мы вплотную подошли к последней черте. За ней - необратимый процесс распада страны как свободного культурного объекта истории, за ней забвение своего прошлого и неопределенное представление о будущем, материальное и нравственное обнищание". Он также считает, что в современном обществе кризисные ситуации возникают с одной стороны, как результат неправильных экономических стратегий, а с другой - потому, что к концу ХХ - началу XXI века в различных областях науки (философии, социологии, естествознании, психологии, педагогике и др.) возникло огромное множество различных по своей сущности и содержанию теорий и концепций.

Таким образом, актуальнейшей проблемой современности, на наш взгляд, является интеграция всех областей науки, в том числе и системы образования с целью определения: 1) единой программы развития и обновления всех сфер общественной жизни и 2) критериев оценки результатов деятельности всех социальных институтов на современном этапе.

Согласно данным многочисленных социологических исследований, человечество вступило в научно-технократический этап своего развития, который характеризуется все возрастающими потребностями человека как в сфере материально-технической, так и в сфере информационного обеспечения. Поиск наибольших возможностей по удовлетворению этих потребностей приводит к значительным потерям экономического, социального и экологического характера.

В.А.Панов, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ утверждает: "Опыт новейшей истории доказал, что следование парадигме конца XX - начала XXI века с ее основной концепцией удовлетворения все возрастающих потребностей, основанной на получении преимуществ за счет других стран, не привело ни одну из стран к успеху в решении своих многочисленных нарастающих проблем. Государства стяжают только для себя. Не устанавливают цели своего развития, которые были бы согласованы с целями развития Человечества, планетного организма - как единой сферы Разума. Таким образом, когда в государственных доктринах (в том числе и образовательных) начнется полноценная интеграция всех народов планетного сообщества, тогда же станет возможным реализация принципа национальной самобытности и культуры…".

Исходя из вышесказанного, можно четко определить роль образования и просвещения в процессе развития мирового сообщества в формировании нового мировоззрения и образа жизни, преодоление эгоцентризма и создание условий оптимизации потребностей каждого человека.

Также следует отметить, что система человеческих коммуникаций имеет сегодня тенденцию к коллективному творчеству - это, по мнению автора исследования, стимулирует тем самым развитие в этом направлении и системы образования.

Анализ актуальных тенденций и концепций системы образования и особенностей организации процесса обучения образовательных структур, позволяют избрать наиболее эффективные пути развития многоуровневых, сложных отношений в человеческом обществе".

В этом смысле разработка темы нашего исследования, связанной с такими социально значимыми проблемами как система образования в целом, представляется правомерным и своевременным актом.

Отсюда, объектом нашего исследования будет изучение концептуальных основ и подходов к современному образованию, как системе. А предметом - изучение путей, способов организации и результатов процесса успешного образования.

Задачи исследования:

проанализировать подходы к образованию, как системе, процессу, результату;

изучить труды философов, педагогов и психологов по проблемам современного образования;

определить актуальные задачи, стоящие перед современной системой образования;

рассмотреть проблему целеполагания и ценностных ориентиров человека в психологии, педагогике, философии, социологии как актуальный вопрос процесса современного образования;

рассмотреть и теоретически обосновать систему повышения качества образования, использования новых организационных форм, обеспечивающих модернизацию систему образования в России.

1. Анализ подходов к образованию как системе, процессу, результату

1.1 Концептуальные основы цивилизационной парадигмы образования в современном мире

"Мы переживаем не кризис, а величайший

перелом научной мысли человечества,

совершающийся лишь раз в тысячелетие"

В.И.Вернадский, 1930

Для того, чтобы представить развернутый анализ подходов к образованию как системе необходимо определить прежде основные тенденции и концепции, на которые опирается образование, его цивилизационные парадигмы в современном мире. В свою очередь, концептуальные основы позволяет выявить актуальные проблемы этой важнейшей сферы общественной жизни и обнаружить тенденции их разрешения.

Профессор, д.п.н., Иванкина Любовь Ивановна в своем диссертационном материале отмечает: "Фундаментальную основу исследования цивилизационного контекста образования, его места и роли в развитии человечества составляет понимание цивилизации как стратегии жизни, определяющей выбор форм и содержания использования, развития, воспроизводства человеческого потенциала, социальных условий, природной среды. Природа исторического процесса в той степени, в которой человек изменяет окружающий его внешний мир и самого себя, рассматривается как образовательный процесс, а образование как один из способов становления человека. В этой связи проблема образования рассматривается во взаимосвязи с ноосферой как мета-целостностью более высокого уровня. С одной стороны, образование является условием, а с другой - следствием развития ноосферы".

В сборнике материалов Минской международной научно-практической конференции "Экософия и экология сознания мы читаем: "Проблемы современного образования являются отражением глобальных проблем человечества. Существующие концепции и принципы развития, методы и способы решения, составляющие парадигму ХХ века, не соответствуют масштабу этих проблем. В переходную эпоху, которую переживает мир в наше время, возникла необходимость создания новой парадигмы развития человечества. Рождение новых способов решения глобальных проблем осуществляется через обновление всех сфер жизнедеятельности общественного организма, в том числе и через обновление образования".

В методическом пособии "Интенциональные целевые приоритеты" из серии "Педагогическая практика" эта мысль получила свое развитие: "В ХХ веке наука совершила ряд важнейших открытий, начался процесс пересмотра ценностей, создания новой модели Вселенной. Огромную роль в этом процессе сыграли ученые и большая группа русских философов. В работах В.И.Вернадского, Н.А.Бердяева, Тейяр де Шардена, К.Э.Циолковского, Н.Бора, П.А.Флоренского, А.А.Чижевского и других формировался целостный подход к явлениям природы и человеческого общества. Ученые обратили внимание на забытые мысли древних мудрецов о тесном взаимодействии человека, планеты, космоса, о фундамен...

Другие файлы:

Формационный и цивилизационный подходы к историческому процессу
Общественное развитие с точки зрения марксизма как закономерная, историческая смена общественно-исторических формаций. Особенности теории цивилизации....

Совершенствование системы ценообразования ООО "Пента"
Виды, структура, значение цен в системе управления предприятием. Основные факторы, учитываемые в ценообразовании. Анализ взаимосвязи основных показате...

Использование учебного проекта на уроках английского языка в средней школе
Теоретический анализ современных подходов к образованию школьников. Понятие гуманизации и гуманитаризации в сфере образования. Особенности использован...

Система управления технологическим процессом выпаривания нитрата натрия
Анализ подходов к технологическому процессу выпаривания нитрата натрия. Разработка технологического процесса и составление функциональной схемы автома...

Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей
Анализ теоретических подходов к процессу взаимодействия социального педагога и семьи: основные цели, принципы и содержание. Эмпирические исследования...