Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Анализ особенностей подготовки к школе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при помощи игры

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Изучение особенностей подготовки детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к школьному обучению с использованием специально подобранных игр. особенности звукопроизношения, артикуляционного праксиса, фонематического слуха и восприятия у детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

По материалам психолого-педагогических исследований в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в речевом развитии. Среди них выделяется группа детей, у которых при сохранном интеллекте, слухе и зрении наблюдаются слабо выраженные (или, как их еще называют, парциальные, частичные) нарушения речи, проявляющиеся в нарушении звукопроизношения и фонематического восприятия [52]. Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух -- способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки [17].

Под фонетико-фонематическим недоразвитием речи понимают нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем[29].

По мнению ведущих логопедов Воробьевой В.К., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А. , дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи обычно мало выделяются среди своих сверстников и поэтому не вызывают особой тревоги у родителей [10; 15; 43]. Они поступают в общеобразовательную школу, где сталкиваются с рядом трудностей учебного и личностного характера, с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками, не успевают за темпом работы класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.

Проблема готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями Г.А.Каше, Филичева Т.Б., Г.Р.Шашкина, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Н.И.Непомнящая, С.Штребел, Д.Б.Эльконин [6; 50]. Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления поэтому кроме выше указанных составляющих готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну - уровень речевого развития.

При разнообразии теоретических и практических подходов к данной проблеме мало исследованным оказался вопрос подготовки к школьному обучению детей с речевыми отклонениями. В педагогической практике ДОУ прямой перенос методических подходов, рекомендуемых для детей с нормальным развитием, к детям с речевыми отклонениями оказывается неэффективным. Об этом свидетельствуют данные Института возрастной физиологии: нарушения письма и чтения отмечаются у 40-60 процентов российских школьников, обусловленных ФФНР. Отсутствие специально разработанных методических рекомендаций для педагогов приводит к тому, что у обозначенной группы детей недостаточно сформированы предпосылки к полноценной учебной деятельности, что становится одной из причин проявлений специфических нарушений в письменной речи и чтении, неуверенности в себе и, как следствие, нередко отставание в учебной деятельности.

Таким образом, в рамках общепедагогических проблем остро встает проблема эффективной и целенаправленной подготовки детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению в общеобразовательной школе.

Проблема исследования: определить особенности подготовки к школьному обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Объект исследования: речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предмет исследования: процесс формирования готовности к школьному обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством специально подобранных игр.

Цель исследования: изучение особенностей подготовки детей с с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к школьному обучению с использованием специально подобранных игр.

Гипотеза исследования: процесс формирования готовности к школьному обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет успешным при использовании комплекса дидактических игр.

Задачи исследования:

Определить научно-теоретическую основу проблемы подготовки к школьному обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленное акустико-фонематической дислалией и артикуляторно-фонематической дислалией.

Выявить особенности звукопроизношения, артикуляционного праксиса, фонематического слуха, фонематического восприятия, состояние лексико-грамматической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Определить направления работы по подготовке к школьному обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Организовать экспериментальное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях детского сада посредством дидактических игр.

Изучить особенности подготовки к школьному обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством дидактических игр.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют современные идеи, концепции и подходы к определению сущности педагогических явлений и процессов развития личности: личностно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.); идеи гуманистической педагогики и психологии (Р.Берне, А.Маслоу К.Роджерс, и др.); концепции личностно-ориентированного образования (И.А. Зимняя, В.Т.Кудрявцев, В.А.Петровский, И.С.Якиманская и др.); коммуникативно-деятельностный подход (Р.Е.Левина, С.А.Миронова, Н.А.Чевелева, А.В. Ястребовой и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов педагогического исследования:

Изучение и анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

Изучение уровня готовности к школе детей с ФФН;

Индивидуальное изучение уровня развития речи, фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Изучение медицинской и психолого-педагогической документации.

Констатирующий и формирующий эксперименты.

Исследование проводилось в подготовительной группе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 74 «Айсылу» города Набережные Челны.

Теоретическая значимость исследования, заключается в том, что в работе уточнено понятие готовности к школе детей с фонетико-фонематическим нарушением речи; выявлены особенности, уровни развития высших психических функций у дошкольников с ФФНР и характер их влияния на речевой дефект; нами разработана система дидактических игр как средства формирования готовности к школьному обучению и коррекции речевого дефекта у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что проведён анализ особенностей подготовки к школьному обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и разработаны методические рекомендации приемы по устранению речевых нарушений у детей с ФФН посредством дидактических игр.

Практические рекомендации могут быть использованы воспитателями и логопедами как в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи, так и с детьми, у которых речевое развитие в норме.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Во введении отражена актуальность проблемы готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями. В первой главе мы дали краткую характеристику фонетико-фонематическому недоразвитию речи, психолого-педагогическую характеристику детей с ФФНР, отразили основные составляющие понятия психологической готовности к школе. Вторая глава посвящена особенностям психологической готовности к школе детей с ФФНР, в ней отражены результаты экспериментального исследования готовности к обучению детей с ФФНР подготовительной к школе группы. В третьей главе описывается система коррекционной работы по подготовке к обучению в школе детей с ФФНР, и даются результаты контрольного среза после экспериментального обучения.

Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами и схемами.

Глава 1 Научно-теоретические основы изучения проблемы готовности ребенка с ФФН к обучению в школе

1.1 Современное состояние проблемы по подготовке

ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием к школе

В исследованиях, проведённых российскими учёными (Левина Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Ястребова А.В и др.) доказана связь отклонений в развитии устной речи с проявлениями нарушений чтения и письма при начале обучения в школе уже на этапе букварного периода [11, 38, 52, 58].Недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи приводит к нарушению процесса анализа и синтеза звукового состава слова, в результате на письме появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил: замена, пропуск, перестановка, добавление букв, слогов; не дописывание слов; раздельное и слитное написание слов, предлогов. При овладении чтением на первый план выходят трудности слияния букв в...

Другие файлы:

Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Характеристика речевых процессов у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Характеристика нарушений звуковой культуры...

Коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи на основе комплексного подхода у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Описание процесса формирования речи в онтогенезе. Исследование состояния фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием ре...

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка. Организация работы в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием. Взаимосвязь ра...

Особенности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Смена социальной ситуации развития ребенка при поступлении в школу. Характ...

Особенности коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Формирование фонетико-фонематичес...