Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Анализ методики осуществления нравственно-экологического воспитания в ДОУ

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Теоретическое обоснование и экспериментальное исследование формирования нравственно-экологических качеств старших дошкольников. Основные направления деятельности педагога ДОУ по повышению уровня нравственно-экологической воспитанности и познания детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

71

Анализ методики осуществления нравственно-экологического воспитания в ДОУ

Введение

Начать данную работу хотелось бы стихотворением воспитателя ДОУ г. Москвы, в котором замечательно отражается роль экологии в воспитании дошкольника.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Сегодня гуманистическая психология и педагогика видят смысл воспитания в том, чтобы помочь ребенку установить собственные отношения с людьми, природой, историей, культурой, с тем, чтобы все они стали источниками его дальнейшего развития; а он, повзрослев, мог, в свою очередь, внести свою лепту в пополнение этих источников.

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей в дошкольном возрасте.

Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и нравственном воспитании правильного отношения к ней.

Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во - первых, это комплексное воздействие на формирование отношения дошкольников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во - вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у дошкольников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами “природного содержания” учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием нравственных свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно - гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности дошкольников на природоохранительную активность их экологической культуры.

Вопросами нравственного и экологического воспитания занимались такие известные педагоги как И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А. Каиров, Л.Ф. Островская, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Плешаков и др.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственно-экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе деятельности. Для решения данной проблемы педагогу требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственно-экологическое воспитание в деятельности детей.

Цель курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления нравственно-экологического воспитания дошкольников через систему разнообразных видов деятельности.

Объект исследования - процесс нравственно-экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - методы и приемы осуществления нравственно-экологического воспитания в ДОУ.

Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: нравственно-экологическое воспитание дошкольников будет успешно осуществляться:

- Только в реализации воспитательных возможностей содержания учебного материала на занятиях;

- В использовании педагогом методов, средств, способствующих формированию нравственно- экологических знаний, умений.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

Изучить педагогическую литературу по нравственному и экологическому воспитанию дошкольников.

Определить наиболее эффективные методы и приемы нравственно-экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Разработать перспективное планирование по нравственно-экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе

Разработать рекомендации для воспитателей по совместной экологической деятельности педагога и детей в ДОУ.

Методологические основы

Методологические основы исследования базируются на психолого-педагогическом анализе теоретических основ нравственно-экологического воспитания ( И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А. Каиров, Л.Ф. Островская, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Плешаков и др.); на теории мыслителей и педагогов прошлого о природе как средстве нравственного воспитания детей ( Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский); теории, разработанных в трудах О. Иогансона, А. А. Быстрова, Р. М. Басса, А. М. Степановой и др.; на концепции "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании".

Методы исследования:

1. Обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследования.

2. Эмпирические методы: анализ педагогической литературы, наблюдение за детьми в процессе экспериментальных исследований и на занятиях.

3. Экспериментальные методы: констатирующий, контрольный эксперименты.

4. Статистические методы обработки экспериментальных результатов, организация исследования.

База исследования - ДОУ № 18 «Сказка», старшая подготовительная группа «Колокольчики»

Структура исследования. В первой теоретической главе дается обоснование проблемы нравственно-экологического воспитания старших дошкольников, анализируется историко-научная литература.

Методы и приемы нравственно- экологического воспитания старших дошкольников описываются во второй главе, с результатами опытно-экспериментальной работы.

В приложении исследования представлены:

- перспективное планирование на год по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе;

- разработанные рекомендации для воспитателей по совместной нравственно-экологической деятельности педагога и детей в ДОУ;

- разработки занятий, наблюдений, экскурсий, праздников;

- фотоматериал по проблеме исследования.

Таким образом, курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы нравственно-экологического воспитания старших дошкольников

1.1 Сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: ”Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут человека справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями”.[1с.79]

В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.

Л. Ф. Болотина характеризовала нравственное воспитание как формирование у школьников морального сознания, нравственных чувств. Навыков и привычек нравственного поведения, т.е. моральных качеств.[4 с.48]

Харламов считал, что нравственное воспитание - это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Нравственное воспитание объединяет, таким образом, патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание. Нравственное воспитание способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Нравственность выполняет роль “компаса” поведения, позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей.

Педагог Островская Л. Ф. ставит перед педагогами и родителями детей следующие задачи по формированию нравственного воспитания:

- воспитывать разнообразные положи...

Другие файлы:

Наблюдение - ведущий метод экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста
Обзор психолого-педагогических особенностей экологического образования. Изучение состава наблюдения как метода экологического воспитания. Анализ метод...

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Человек и мир"
Сущность нравственного воспитания. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Методы и приемы нравственно-экологического вос...

Экологическое воспитание детей на уроках в начальных классах
Сущность и условия воспитания экологической культуры личности. Система экологического воспитания: средства, методы, формы и приёмы. Разработка методик...

Роль игр в экологическом образовании дошкольников
Способы определения психолого-педагогических основ экологического образования детей дошкольного возраста. Характеристика методики использования игр ка...

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экологическое образование как направление в дошкольной педагогике. Главные цели экологического воспитания. Сущность игры как ведущего вида деятельност...