Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Актуальные проблемы воспитания и обучения мальчиков в начальной школе

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Распространённые типы поведения мальчиков, особенности их развития в 8-12 лет. Тестостерон и мужское поведение, формирование личности. Распространенные ошибки, допускаемые родителями при воспитании сына, рекомендации по установлению границ и пределов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Тема: Актуальные проблемы воспитания и обучения мальчиков в начальной школе

Подготовила педагог-психолог

Апаницына Елена Анатольевна

МБОУ № 5 г. Кызыла

Цель: побуждение педагогов и родителей к разговору о создании специальной психологически комфортной воспитательной среды для воспитания и обучения мальчиков - будущих мужчин, с учётом их гендерных и психофизиологических особенностей.

Задачи:

§ проанализировать актуальность данной проблемы в контексте обучения и воспитания мальчиков в возрасте 7-12 лет;

§ предоставить читателям (слушателям) некоторый материал для размышления по данной проблеме;

§ предложить рекомендации по учёту особенностей развития мальчиков 8-12 лет.

План

Введение

1. Актуальные проблемы воспитания и обучения мальчиков в начальной школе

2. Воспитание мальчиков - «неженское» занятие?

3. Распространённые типы поведения мальчиков

4. Особенности развития мальчика 8-12 лет. Тестостерон и мужское поведение

5. Особенности формирования личности

6. Развитие самооценки

7. Динамика развития

8. Общение

9. Переход в «мир» мужчин

10. Самые распространенные ошибки, которые допускают родители при воспитании сына

11. Основные рекомендации по установлению границ и пределов для мальчиков подростков

Литература

Воспитывать… самая трудная вещь. Думаешь: ну, всё теперь кончилось! Не тут-то было: всё только начинается!

М.Ю. Лермонтов.

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

Сухомлинский В.А.
Введение

Исторический экскурс, в прошлый опыт воспитания подрастающего поколения даёт возможность осознать, насколько сильно изменился взгляд на воспитание мальчиков, будущих мужчин. Вследствие, этого получаемый продукт «современный мужчина», впрочем, как и «современная женщина» очень сильно отличаются от заветного идеала. Действительно в дошкольном воспитании и воспитании младшего школьника мало и редко учитываются гендерные различия мальчиков и девочек. Весь процесс в большинстве своём, как бы направлен, на усреднённое ОНО, что-то между мальчиком и девочкой.

1. Актуальные проблемы воспитания и обучения мальчиков в начальной школе

В беседах с родителями младших школьников, как правило, вопросы дифференцированного воспитания детей разного пола специально не рассматриваются. Очень часто родители и учителя считают, что специально обращать внимание на эти вопросы надо значительно позже. В младшем школьном возрасте все само нормализуется. Мы будем воспитывать "ребенка вообще", а природа сама разберется в тонкостях его духовного и физического становления. Но психологи и психиатры, в частности А.И. Захаров, предупреждают, что одним из наиболее сильных невротизирующих факторов является недостаточное внимание к половым аспектам формирования личности детей. Он подчеркивает что, прежде всего бесполое воспитание, нивелирование психологических особенностей формирования личности касается мальчиков.

И в результате, воспитывается личность, имеющая смутное представление о настоящей сути и содержании качеств личности мужчины или женщины, отличительных особенностей не только физиологических (о которых много чего известно), но отличий эмоционального восприятия, отличие потребностной сферы, сферы общения и. т. д. Интересен ещё и тот факт, что девочка всегда выглядит и воспринимается всегда более воспитанной, чем мальчик, имеющий тот же уровень воспитанности. Зачастую двигательные особенности мальчика воспринимаются окружающими как недостаток в его воспитании.

Вся эта информация, делает актуальным вопрос об изучении и использовании знаний о психологических особенностях мальчиков от девочек. Для того чтобы социум стал для будущих мужчин интересным и развивающим в мужчинах - мужские качества, а в женщинах - женские качества

2. Воспитание мальчиков - неженское занятие?

Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной "дядька", а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров. Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. Достаточно вспомнить хрестоматийное стихотворение Некрасова "Мужичок-с-ноготок", герою которого всего шесть (!) лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи. В русских и тувинских народных обрядах выделялся особенный день, когда мальчика 3 лет усаживали первый раз на коня. В старину по поведению мальчика в этот момент можно было предсказать его будущее как мужчины-защитника, скотовода или охотника. Существует и множество других исторических примеров из народной педагогики разных культур к особенному отношению в воспитании мальчиков.

Трудовое воспитание мальчиков считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. "Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старших в семье мужчин в воспитании сыновей", - писал исследователь русского крестьянского быта, историк Миненко Н.А. Лишь в самом крайнем случае, когда мужчин рядом не было, роль воспитателя-мужчины доставалась женщине. Однако в XX веке из за трагических исторических событий отношение к гендерному воспитанию детей сильно изменилось. Наша страна пережила многочисленные кровопролитные войны сопровождающиеся гибелью миллионов людей, в том числе большинства мужчин, многие мужчины погибли в период политических репрессий. Воспитание детей, чем дальше, тем больше становится сугубо женским занятием. В детском саду "усатого няня" можно встретить разве что только в кино. Да и в школу мужчины не рвутся. Сколько их туда ни призывали, а все равно практически в любой школе учителей на порядок меньше, чем учительниц. Специфика многолетнего взаимодействия мальчиков преимущественно с женским полом, что отягощается неполной семьей (примерно 27-33% в разных районах страны).

Уже при поступлении в школу мальчики наталкиваются на такую организацию их жизнедеятельности женщинами-учительницами, которая резко ограничивает их двигательную активность, включает в речевой поток, противоречащий мужской природе (Исследования дефектологов, в частности, Л.П. Назаровой и ее аспирантов показали, что развитие речи мальчиков идет иными путями, чем у девочек).

Мальчики чаще всего много бегают, возятся, дерутся, устраивают разные азартные игры в «фишки» и т.п. Они вечно куда-то лезут, забираются, убегают. Их ловят, ставят по стойке смирно, стыдят, но их природа, требует движения и они активно сопротивляются, прячутся, ловчат если подчиняются, то со временем скучнеют, теряют интерес к окружающему их миру.

3. Распространённые типы мужского поведения мальчиков

От класса к классу мальчики приобретают опыт подчинения взрослой женщине, что по-нашему мнению, привело к появлению нескольких специфичных типов мужского поведения. Самый распространенный тип мы назвали «бычок на веревочке». Его характеризует молчаливость, исполнительность без инициативы в любой области, любовь к сытой и здоровой пище. Он покладист и спокоен, пока получает желаемое, стремиться к женщинам, более старшим, к гиперопеке, к тому, чтобы за него думали и решали. Его противоположностью можно считать тип «вечного бунтаря». Он сопротивляется женщине, подозревает ее в покушении на свою свободу, избегает вступления в официальные отношения как-либо закрепляющих его ответственность перед другими. Он и страдает от неприкаянности и боится зависимости от женщины. Между этими крайностями можно назвать еще два распространенных типа мужского поведения. Один мы называем «безудержное удальство», а другой - «кот в мешке». «Безудержное удальство» - очень народное явление, здесь все через край. Работать до самозабвения, когда хочется. Гулять так, чтобы крыша ходуном ходила, с неба звезды можно было достать невзирая ни на что. и т.д. В этом типе поведения все идет от самоутверждения, от азарта делать что хочу, от желания удивить и собой полюбоваться - вот, мол каков я. «Кот в мешке» - это хитрый малый, он вовремя скажет комплимент, откроет дверь и сделает массу мелких броских дел; он не будет спорить, отстаивать точку зрения, но он всегда в выгодном положении, «умеет жить» за счет кого угодно, даже за счет близких друзей, родных, собственной матери.

Кажется, что подобные характеристики не имеют прямой зависимости от того социального опыта, который мальчики приобретают в школе, но наши наблюдения, анализ творческих работ (сочинений), анкетирование, проекты жизненной перспективы побудили нас рассмотреть отсроченный результат воспитательного воздействия, который можно рассматривать и как проекцию и как вывод из школьно...

Другие файлы:

Половое воспитание мальчиков и девочек
Основы полового воспитания. Общенаучный уровень методологии полового воспитания. Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек. Коррекционная...

Формы и методы воспитания трудных детей в начальной школе
Понятие трудного ребенка в начальной школе. Психолого-педагогические и социальные факторы (условия формирования) трудновоспитуемости в начальной школе...

Методика патриотического воспитания в начальной школе
Педагогические основы патриотического воспитания. Задачи и принципы патриотического воспитания. Краеведческая работа как форма патриотического воспита...

Методика преподавания обществознания в начальной школе
В учебном пособии рассматриваются методы и приемы обучения, методика формирования обществоведческих представлений и понятий в начальной школе, формы о...

Правила речевого этикета на уроках английского языка в начальной школе
Особенности обучения иностранным языкам в начальной школе. Правила речевого этикета, характеристика для англо-говорящих стран, их учет в курсе английс...