Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Активные методы теоритического обучения

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие об обучении. Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения. Общая характеристика технического мышления. Проблемное обучение как общее средство технического мышления. характеристика методов обучения.
Краткое сожержание материала:

2

Министерство образования и науки Украины

Украинская инженерно-педагогическая академия

Кафедра педагогики и методики профессионального обучения

Кафедра психологии

КОМПЛЕКСНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА

по профессиональной педагогики и психологии

на тему:

Активные методы теоретического обучения

Выполнил студент:

Группа:

Руководители:

по педагогике _________

по психологии ___________

Курсовая работа защищена ________________

Оценка ____________

Харьков 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5

1.1 Понятие об обучении………………………………………………5

1.2 Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9

1.2.1. Обучение навыкам…………………………………………...9

1.2.2. Обучение умениям…………………………………………..13

1.3 Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков……………………………………………………………..15

1.4 Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения……………………………………..16

1.5 Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17

ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20

2.1. Общая характеристика технического мышления………………..20

2.2. Проблемное обучение как общее средство технического мышления…………………………………………………………..21

2.3. Общая характеристика методов обучения……………………….24

2.3.1. Классификация активных методов обучения……………..30

2.4. Упражнения………………………………………………………..34

2.4.1. Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений……………………………………………………..35

2.4.2. Поисковые упражнения…………………………………….36

2.5. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения………………………………………….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что появле-ние и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процес-сом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать сту-дентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков само-стоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные ранее, могли служить человеку в течение всей его трудовой жизни, то в век бурных темпов роста информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к уче-нию. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятель-ности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое ис-пользование активных методов, побуждающих к мыслительной и практи-ческой деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

Объект исследования --- процесс реализации активных методов теоретического обучения в системе профтехобразования.

Предмет исследования --- активные методы теоретического обучения.

Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения.

Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.

Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.

2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения.

3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.

4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс теоретического обучения.

ГЛАВА1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Понятие об обучении

Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков.

Знания, умения и навыки--это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове чело-века только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто «получить» от кого-то -- они должны получиться в результате психической активности самого учащегося.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимо-действия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучае-мого формируются определенные знания, умения и навыки.

Воздействия обучающего стимулируют активность обучаемо-му, а до-стигая при этом определенной, заранее поставленной цели, тем самым управ-ляют этой активностью. Поэтому обуче-ние можно еще представить как про-цесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управления ею. Обучающий создает для активности обучаемого необходимые условия, на-правляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и ин-формацию. Но сам процесс формирования у чело-века знаний, умений и навы-ков происходит только в результате его собственной активности.

Попутное научение и целенаправленное учение. Научение в ходе деятельности, имеющей иную цель, называют попутным. О том, что оно существует, свидетельствует жизнь. Результаты опытов показывают следую-щее: 1) научение (запоминание) происходит и тогда, когда перед «обучающи-мися нет специальной задачи научиться; 2) заучивается (запоминается) лучше то, что связано с активной деятельностью человека, что нужно для этой дея-тельности, на что она направлена и с помощью чего осуществ-ляется.

Некоторые психологи и педагоги выдвинули идею, что попутное, не-преднамеренное научение--лучшая форма обучения. При этом, подчеркива-ется его «естественность». Мотивы и побуждения к научению идут при этом от самого человека, а не указываются извне.

Учение как деятельность. Итак, учение имеет место там, где дейст-вия человека управляются сознательной целью усвоить определенные зна-ния, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение специфичес-ки человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью.

Что же представляет собой деятельность учения? Любая деятельность -- это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. Следовательно, и учение совершается путем выполнения человеком различных действий: движений, письма, речи и т. д.

Если учение --это деятельность, то может ли оно осуществляться без внешних и видимых форм? Исследования показали, что человек способен осуществлять особую гностическую деятельность. Цель ее -- познание окру-жающего мира. Учение выражается в активной, гностической деятельности, которая часто имеет внутренние формы.

Внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интерио-ризации, благодаря которой предметные действия отражаются в сознании и мышлении человека. Предметное действие превратилось в процессе интерио-ризации в действие мысленного ан...

Другие файлы:

Активные методы теоретического обучения
Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения: этапы, стадии, проблемы. Активные методы теоретического обучения, их клас...

Методы обучения в ВУЗе. Активные методы обучения
Теоретические основы применения активных методов обучения в процессе подготовки специалистов в ВУЗе с целью повышения эффективности их обучения. Анали...

Рекомендации по организации трудового обучения Активные методы обучения в образовательном процессе

Методы обучения
Сущность образования как специальной сферы социальной жизни, создающей условия для развития индивида. Активные, пассивные и интерактивные методы обуче...

Активные методы и формы обучения на уроках математики
Методы и формы организации обучения: понятия, различные подходы к классификации. Характеристика. Активных форм обучения в преподавании математики: лаб...