Адыгские педагоги-просветители
Краткое сожержание материала:
35
Содержание
Введение………………………………………………………….3
Глава 1. Жизнь и деятельность Ш.Б.Ногмова
1.1. Шора Бекмурзович Ногмов - писатель, ученый…………..5
1.2. Этапы жизни и творческой деятельности…………………..7
1.3 «История адыхейского народа» Ш.Ногмова………………13
Глава 2. Адыгские педагоги - просветители
2.1.Умар Хапхалович Берсей - просветитель, баснописец……19
2.2.Чишмай Пшунелов - педагог и просветитель……………....26
Заключение……………………………………………………….36
Литература………………………………………………………..38
Введение
Новые исторические условия, сложившиеся на Северном Кавказе в конце XVIII -- начале XIX веков, пробудили нацио-нальное самосознание адыгов и дали жизнь творчеству адыгских просветителей.
Адыгские просветители, исходя из насущных по-требностей жизни, стремились приобщить адыгов к культуре.
Деятельность адыгских просветителей многогранна: художественное творчество, создание алфавитов и учебников родного языка, запись и публикация устно-поэтических народ-ных произведений.
Адыгское просветительство прошло в своем развитии три периода. Первый период охватывает 20--60-е годы XIX века. К этому времени относится деятельность писателей-просветителей Ш. Б. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, С. Адиль-Гирея, У. X. Берсея. Творчество их складывалось под влиянием русского романтизма. Свои лучшие произведения они создавали под непосредственным воздействием творчества А. С. Пушкина, А. А. Бестужева-Марлинского и др, а так же своего национального колорита.. Для просветителей характерна тесная связь с родным фольклором. В своих произведениях они обращаются к прошлому народа, его обычаям и традициям. Примечательно, что «за раскрытие актуальных проблем современной им действительности они берутся еще не совсем уверенно, часто увлекаясь то воссозданием героических образов, то романтически приподнятым описанием быта горцев» [5,89].
Второй период адыгского просветительства протекал в 60-- 90-е годы XIX века. Деятельность просветителей Адиль-Гирея Кешева, С. Крым-Гирея (Инатова) и других была освящена идеями революционных демократов. На их произведениях заметно влияние Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова. Расширился круг тем и проблем литературы. Особое внимание писатели стали уделять современной им жизни, судьбе женщины-горянки. Они отказались от роман-тизма и перешли к реализму, правдивому изображению жизни.
Третий период просветительского движения -- это 90-е годы XIX века и дореволюционные годы XX века. В этот период произошло окончательное вовлечение Северного Кавказа в сферу экономическо-го влияния Россию Новое поколение просветителей расширяет те-матику и разнообразит жанры своих произведений. Изображению жизни своего народа посвящены повествования Б. Пачева, Т. Кашежева, Ю. Кази-Бека (Ахметукова), С. Сиюхова, И. Цея и других.
Адыгские просветители сделали многое для того, чтобы культура, национальная самобытность адыгского народа не забылась, а стала достоянием не только на местном уровне, но и за границей. И только благодаря их деятельности образование получили тысячи детей и взрослых,
И так же благодаря их писательскому таланту мы узнаем о времени того периода, в котором они жили: что волновало людей, о чем думали, о чем мечтали. Ведь это были выдающиеся люди с интересной судьбой. Поэтому узнать об их жизни и творчестве стало целью нашей работы.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
- познакомиться с творчеством и деятельностью адыгских просветителей;
- выявить основные вехи творческого пути нескольких адыгских просветителей;
- выяснить значение их деятельности для культуры и образования адыгского народа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
Глава 1. Жизнь и деятельность Ш.Б.Ногмова
1.1. Шора Бекмурзович Ногмов - писатель, ученый
Писатель, ученый и просветитель Шора_Бекмурзович Ногмов был лингвистом, историком, этнографом, поэтом, собирателем и пропагандистом родного фольклора. Ш. Б. Ногмов родился в 1801 году в родовом ауле, близ Пятигорска. По словам историка Ад. Берже, «прадед его был природный абадзех и во второй поло-вине прошлого столетия выселился в Кабарду»[3,89]. Проработав около года после окончания духовной школы в Дагестане (1817) муллой в своем ауле, Ш. Б. Ногмов поступил на службу в русскую армию, где был в разные годы переводчиком, писарем полевой канцелярии 1-го Волжского казачьего полка, оруженосцем, корне-том лейб-гвардии Кавказско-горского полуэскадрона в Петербурге, поручиком Отдельного Кавказского корпуса в Тифлисе. Впослед-ствии он учительствовал в Нальчике, был секретарем Кабар-динского временного суда.
Ш. Б. Ногмов умер 10 июня 1844 года в Петербурге. По свиде-тельству современников, он отличался недюжинными способностями и пытливым умом. Прекрасно владел персидским, турецким, араб-ским и татарским языками. Русский язык знал в совершенстве и на нем создавал свои произведения, за исключением худо-жественных, написанных на кабардино-черкесском языке.
III. Б. Ногмов много работал над алфавитом и грамматикой родного языка. Ему принадлежит труд «Начальные правила адыгейской грамматики» (1840), который, как и другие труды ученого, был опубликован после его смерти.
Творческое наследие Ногмова составило двухтомник филологиче-ских трудов, который включает работы по языку, записи произ-ведений народной поэзии, а также кабардино-русский словарь. Здесь же опубликовано единственное дошедшее до нас стихотворение «Хох», написанное Ногмовым 21 сентября 1837 года по случаю приезда к нему в аул русского академика А. М. Шегрена -- его первого переводчика на русский язык с кабардинского.
В «Хохе» Ш. Б. Ногмов в форме традиционных народных здравиц -- хохов выразил свое уважение старшему другу и пожелал ему успехов. Он призывает русского ученого изучать кавказские языки и мечтает о просвещенном будущем и счастье людей, про-славляет науку и приветствует творческую дружбу ученых.
Старую традиционную форму здравиц Ногмов обогатил но-выми мыслями и новой рифмой. Впервые был сочинен хох о науке и просвещении.
Наиболее крупное литературное произведение III. Б. Ногмова -- «Черкесские предания», впоследствии получившие название «Исто-рия адыгейского народа, составленная по преданиям кабардин-цев». Опубликованный на Кавказе, потом в Петербурге и Москве, этот труд был замечен прогрессивной русской общественностью. «Черкесские предания» -- не только интересное историческое произведение, но и фольклорно-литературный памятник.
Как видно из краткого обзора литературы, посвященной дея-тельности и жизни Ш. Б. Ногмова, кавказоведческая наука до-стигла заметных успехов в изучении его творчества. Многие вопросы, связанные с выяснением общественно-политических и исто-рических взглядов Ш. Б. Ногмова, требуют исследования.
Оценивая филологические и исторические труды Ш. Б. Ногмо-ва, следует сказать, что они навечно вошли в фонд народной культуры адыгских народов XIX в.
Особенностью «Истории» Ш. Б. Ногмова является то, что она написана главным образом на основе лучших фольклорных мате-риалов. Это обстоятельство придает ей характер памятника народного фольклора. Адыгские народные исторические песни и сказания в интерпретации Ш. Б. Ногмова не теряют своей свеже-сти и оригинальности, а, наоборот, обретают живую кровь и плоть, удачно вписываются в живую историю народа, дают исто-рикам, филологам и этнографам основания для постоянных разду-мий, постановки, новых, требующих новых решении, научных проблем, позволяют изучить развитие общественной мысли и исторический процесс во всех его многосложностях и противо-речиях.
Бесспорно, некоторые выводы и обобщения Ш. Б. Ногмова выглядят наивными и необоснованными. Отдельные из них отстала от развития исторической науки того периода. Он допускал иног-да неверные интерпретации лингвистического материала, что, естественно, снижало научное значение его исторического труда, оцененного специалистами как «Летопись» адыгских народов, а самого Ногмова как адыгского Нестора.
1.2. Этапы жизни и творческой деятельности
Жизненный и творческий путь Ногмова можно разделить при-мерно на четыре этапа или периода. Первый' (1794--1815)-- домашние занятия над изучением азбуки арабского языка и учеба в Эндерийском медресе в Дагестане, где он изучил арабский и персидский языки, служившие для него основой знаний восточной литературы. К этому периоду относится непродолжительная его работа в качестве сельского муллы. Второй период охватывает промежуток времени его отказа от сана муллы и до отъезда в Петербург (1815--1830). В это время он изучает русский язык, выполняет разные поручения военной администрации, работает писарем 1-го Волжского полка, затем в Нальчике учителем в аманатской школе.
Третий период жиз-ни и творческой деятельности Ногмова относится ко времени его пребывания в Петербурге (1830--1835 гг.). Здесь он ближе знако-мится с русской культурой, получает серьезную культурную и научную закалку, послужившую основой для формирования его просветительских, философско-этических и научных взглядов, на-шедших наглядное отражение в его историко-филологиче...
Госэкзамен
В дооктябрьской России существовало несколько видов учебных заведений, которые занимались подготовкой слушателей для преподавательской деятельности. Н...
Белорусская гитарная школа: выдающиеся педагоги и исполнители
Выдающиеся белорусские гитаристы, композиторы и педагоги: П. Короткий, Н. Кошелев, Гридюшко Е.М., Живалевский В.С., Успенский К.О., Захаров В.И. Их тв...