Адаптация к дошкольно-образовательному учреждению (ДОУ)
Краткое сожержание материала:
37
Курсовая работа
Тема:
Адаптация к дошкольно-образовательному учреждению (ДОУ)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..... 3
1. Периодизация дошкольного детства, как основа
создания благоприятных условий развития ребенка…….……...... 5
1.1. Подходы к периодизации ………………………………………… 6
1.2. Показатели полноценного психологического развития
ребенка в дошкольный период как условие его
успешной адаптации ……………………………………………... 16
2. Адаптация ребенка, как этап социализации ………………………. 21
2.1. Роль дошкольно-образовательного учреждения
в развитии ребенка ……………………………………..………… 21
2.2. Психологические трудности дошкольников ………………... 22
2.3. Формы и приемы работы воспитателя по адаптации
детей …………………………………………………………………. 29
Заключение ………………………………………………………………….. 33
Список использованной литературы …………………………………... 35
Приложения …………………………………………………………………. 36
ВВЕДЕНИЕ
Детство - страна удивительная. В ней все возможно, все по-зволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемо-гущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и за-нимательным. В этой стране каждый может преодолеть все не-взгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.
Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребенка. Боязнь жизненных осложнений порой за-ставляет взрослого ограждать малыша и лишать его самостоя-тельности.
В представленной курсовой работе изучается проблема психологической готовности и адаптации детей к ДОУ.
Поступление в детский сад коренным образом меняет поло-жение ребенка. Учение становится для него основным ве-дущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и со взрослыми рассма-триваются через призму школьных дел, успехов или не-удач. Необходимо понимать состояние внутренней тревоги ребенка: ему хочется стать учеником, но он ощущает оп-ределенный страх перед школой, так как предстоит зани-маться делом общественно значимым, обязательным. У ребенка возникает потребность учиться в школе, желание стать школьником, занять новую позицию в жизни. Стрем-ление дошкольника старшего возраста включиться в мир серьезных взрослых обязанностей выражается в желании стать учеником, идти в школу, заниматься тем, чем зани-маются старшие ребята. Возникновение у ребенка такого уровня самосознания означает, что наступил конец до-школьного периода. В русле и рамках учебной деятельно-сти у младшего школьника формируются психические про-цессы, складываются основные качества личности. Поэтому очень важно рассмотреть основные направления, концепции и взгляды ведущих психологов и детских педагогов, чтобы иметь представление об имеющихся данных и знать, в каких направлениях следует проводить новые исследования и практические наработки. Это мы рассматриваем в первой главе параллельно с вопросом об отношении к ребенку и его личностном формировании в учебной деятельности.
Под психологической готовностью понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для воспитания в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема адаптации дошкольников приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
1. Периодизация дошкольного детства,
как основа создания благоприятных условий развития ребенка
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство - это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии - это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать. Свои лекции в Московском университете Д. Б. Эльконин неизменно начинал с ха-рактеристики двух основных парадоксов детского развития, заклю-чающих в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства. Рассмотрим их.
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарны-ми механизмами для поддержания жизни. По физическому строе-нию, организации нервной системы, по типам деятельности и спосо-бам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в при-роде. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое су-щество в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов при-роды, который предопределяет историю детства Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996. С. 14..
Проблема истории детства - одна из наиболее трудных в совре-менной детской психологии, так как в этой области невозможно про-водить ни наблюдение, ни эксперимент. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина Блонский П.П. Педология. - М., 1934; Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти т. - М., 1982, т. 4; Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.. Ход психического развития ребенка, согласно Л. С. Выготскому, не подчиняется вечным законам приро-ды, законам созревания организма. Ход детского развития в классо-вом обществе, считал он, «имеет совершенно определенный классо-вый смысл». Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детско-го, а существует лишь исторически детское.
Как уже отмечалось, вопрос об историческом происхождении пе-риодов детства, о связи истории детства с историей общества, об истории детства в целом, без решения которых невозможно составить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психоло-гии в конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться до сих пор. Согласно взглядам советских психологов, изучать детское раз-витие исторически значит изучать переход ребенка от одной возра-стной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных историче-ских условиях. И хотя история детства еще не исследована в доста-точной мере, важна сама постановка этого вопроса в психологии XX века.
1.1. Подходы к периодизации
Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу. Этот доволь-но продолжительный (6-7 лет) отрезок жизни человека раз-делен на два больших периода - ранний возраст и дошколь-ный возраст. Каждый период разделим, в свою очередь, еще на несколько этапов: ранний возраст - на 7 этапов, дош-кольный возраст - на 4. С чем же связано такое «дробле-ние»? Прежде всего, с особенностями психофизиологичес-кого роста и развития детей.
Темп и содержание развития ребенка в первые 7 лет его жизни столь стремительны и разнообразны, что для того, чтобы проследить это развитие и создать адекватные это-му развитию условия, действительно, нужно выделить оп-ределенные этапы и их границы. Такая детализация рас-смотрения и изучения возрастных изменений будет благо-приятна для становления личности, так как позволит не пропустить существенные новообразования. Но хотя каж-дый ребенок и развивается по «собственной программе», есть общие закономерности, которым это развитие подчи-нено: то, что может ребенок в 3 года, недоступно для мла-денца, то, что не составляет труда в 5 лет, невыполнимо в 3 года и т. д. Необходимость ориентироваться в этих зако-номерностях и как-то их упорядочить по отношению к раз-витию привела к возникновению возрастной периодизации. Весь период жизни человека состоит из смысловых отрез-ков, внутри которых и осуществляется накопление, вызы-вающее новообразование и качественный переход на оче-редной этап Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. С. 69-70..
В науке разработано несколько разных подходов к воз-растной периодизации. В каждом из них сделана попыт...
Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Определение понятия "адаптация". Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Характеристика детей третьего...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Психолого-педагогические условия организации адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Характеристика понятия "адаптация", и факторы...
Социально-культурная адаптация детей 2-3 летнего возраста к дошкольному муниципальному образовательному учреждению
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. Сущность и основные этапы процесса адаптации, а также факторы, на него влияющие. Основы фо...
Социальная адаптация ребенка
Психологические трудности ребенка при поступлении в дошкольное учреждение. Понятие социальной адаптации ученика. Особенности, главные факторы и виды а...
Предоставление земельных участков под строительство, приватизация
Оспаривание предоставления земельного участка в бессрочное пользование федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионал...