Формирование интеллектуальной культуры личности
Условия социокультурной ситуации общества требуют от каждой личности развития творческого мышления, самостоятельности ума, способности к усвоению в короткое время максимальной информации.
Процесс обучения требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры. Одной из важнейших задач современной педагогической психологии является обеспечение не только усвоения знаний, но и формирование способов познавательной деятельности как проявление интеллектуальной культуры.
Изучением структуры интеллекта занимались Б.Г. Ананьев и его школа; проблемой творческого мышления – Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, Т.В. Кудрявцев; интеллектуальной активностью Д.Б. Богоявленская; мышление как функционирование интеллектуальных операций, как прогнозирование рассматривается А.В. Брушлинским; проблемные ситуации в мышлении – A.M. Матюшкиным, Т.В. Кудрявцевым; исследованию качественной стороны интеллекта и определению его функций посвящены работы А.А. Брудного. Проблемы интеллекта и понимания исследовались в основном как независимые категории, хотя в феномене интеллектуальной культуры они представлены в единстве и взаимосвязи.
Теоретическую базу исследования составили представления советских и зарубежных авторов о познании и обучении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Дж. Брунер, Дж. Гилфорд и др.).
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса методов: теоретического анализа и синтеза психологической и педагогической литературы по вопросам интеллектуальной культуры.
Формирование интеллектуальной культуры личности
Основы формирования, понятие, сущность, содержание интеллектуальной культуры, современные концепции ее формирования. Понятие интеллекта. Становление и...
Формирование культуры личности подростков на уроках литературы
Особенности формирования культуры личности в подростковом возрасте и средства ее воспитания на уроках литературы. Диагностика общей культуры личности...
Формирование коммуникативной культуры учащихся
Психолого-педагогическая характеристика структуры личности. Основные виды потребностей. Главные способы умственных действий. Формирование духовного ми...
Воспитание базовой культуры личности
Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотическое воспитание...
Формирование нравственной культуры личности младших школьников
Нравственная культура личности как педагогическая проблема. Особенности нравственной культуры личности младших школьников на современном этапе. Содерж...