Эффективные программы по коррекции и развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Оглавление
Введение
Глава I. Анализ литературы по теме исследования
1.1 Закономерности развития устной речи у детей в норме
1.2 Значение игры в усвоении устной речи
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
1.4 Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития
Глава II. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов
2.1 Организация констатирующего эксперимента
2.2 Методика и результаты изучения неречевых функций у обследованных детей
2.3 Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы
2.4 Анализ взаимосвязи сформированности неречевых и речевых функций у детей изучаемой группы
Глава III. Коррекция нарушения устной речи у детей с задержкой психического развития
3.1 Принципы коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у детей с задержкой психического развития
3.2 Содержание коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей экспериментальной группы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
коррекция речь школьник задержка развитие
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразование в обществе диктуют необходимость формирования личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать разнообразные проблемы.
Игра -- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической полготовки к будущим жизненным ситуациям.
Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально- действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего места в системе отношений взрослых и потребностей быть взрослым. Важным является и то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Такого основное значение ролевой игры для развития ребенка. [ Д.Б. Эльконин ]
Стоит отметить, что в условиях господства семейного воспитания есть только два вида деятельности, которые оказывают влияние на процессы развития ребенка. Это, во-первых, разнообразные формы труда в семье, во-вторых, игра в ее самых разнообразных формах. Труд все более и более вытесняется из жизни современной семьи, остаются лишь некоторые формы бытового труда по самообслуживанию. Игра, как все, что не является трудом, в совершенно нерасчленимой форме становится основной формой жизни ребенка, всеобщей и единственной спонтанно возникающей формой воспитания детей. Главным образом, ребенок отражает в играх те отношения и функции, которые осуществляют отдельные члены семьи к нему и друг другу. [ Д.Б. Эльконин ]
Специальные исследования игры у детей с задержкой психического развития [ Гальперин. П. Я, Запорожец. Л. В., Леонтьев. А. Н. ] не решают всего круга вопросов, связанных с проблемой общего недоразвития речи, поэтому вопросы изучения устной речи у детей с задержкой психического развития в ходе игры имеют определенную актуальность, так как нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития. Поэтому приходится пользоваться чисто теоретическим анализом и сравнением поведения детей в игре с поведением в других видах деятельности. [ Д.Б. Эльконин ]
Поэтому вопросы изучения особенностей развития речи в ходе игры приобретают особую актуальность.
Проблема исследования. Изучение состояния неречевых и речевых функций и их развитие у младших школьников с задержкой психического развития, в условиях массовой школы, с включением игровой ситуации.
Объект исследования. Неречевые и речевые функции у детей с задержкой психического развития, а также система коррекционной работы по преодолению системного недоразвития речи у данной категории детей.
Предмет исследования. Содержание логопедической работы по развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования. Провести качественный анализ по результатам констатирующего эксперимента и спланировать коррекционную работу у младших школьников с задержкой психического развития в ходе игры.
Гипотеза. Эффективность логопедического обучения у младших школьников с задержкой психического развития будет существенно повышена, если коррекция системного недоразвития речи будет осуществляться параллельно с игрой.
Задачи исследования:
1. Раскрыть уровень актуальности проблемы на основе анализа специальной литературы.
2. Изучить сформированность речевых и неречевых функций у младших школьников с задержкой психического развития в ходе констатирующего эксперимента.
3. Выявить значение игры в речевом развитии у младших школьников с задержкой психического развития на основе анализа специальной литературы.
4. Определить основные пути коррекции речи у младших школьников с задержкой психического развития.
5. Закрепление знаний методик, содержания коррекционной работы на основе литературных источников.
Методы исследования были выбраны с учетом предмета и объекта исследования, в соответствии с целью и задачами работы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и научно- методической литературы.
2. Изучение медицинской и педагогической документации
3. Констатирующий эксперимент
4. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют:
1. Уточнить и расширить знания об особенностях психического и речевого развития у младших школьников с задержкой психического развития.
2. Определить характер взаимосвязи речевого недоразвития с состоянием неречевых психических функций у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Теоретически обосновать направление развивающей речевой работы, с включением игровых эпизодов.
Практическая значимость исследования заключается в определении основных путей коррекционно - педагогической работы, способствующей речевому развитию у младших школьников с задержкой психического развития, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему обучения данной категории детей.
Организация исследования. Базой исследования явился коррекционный класс при МОУ СОШ № 49 Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.
Первый этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.
Экспериментом были охвачены 5 детей, среди которых все имели речевые нарушения, все ребята имеют диагноз: Общее недоразвитие речи, псевдобульбарная дизартрия.
Структура и объем работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы.
Общий текст - 168 страниц печатного текста.
Глава I. Анализ литературы по теме исследования
1.1 Закономерности развития устной речи у детей в норме
Чтобы понять специфические особенности развития речи у детей с ЗПР, необходимо знать закономерности ее развития в норме. Полноценное развитие речи невозможно без сохранной психологической базы. В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечал, что на первых этапах развития сложные психические процессы, формируясь, опираются и зависят от элементарных функций, лежащих в основе и составляющих как бы «базу». [ Л. С. Выготский].
Он придавал большое значение процессу восприятия для развития речи. Развитие восприятия различной модальности, зрительное, предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов- это создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов предметного мира, т.е создает ту частично первичную базу, на которой начинает формироваться речь. ( М.М. Кол...
Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Развитие связной речи младших школьников в норме. Дефекты речи у детей с задержкой психического развития. Сопоставление уровней владения связной речью...
Характеристика возможностей использования пересказа в процессе развития речи у младших школьников с задержкой психического развития
Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников, методические аспекты его формирования у детей с задержкой психического развития, особенн...
Особенности письменной речи младших школьников с задержкой психического развития
Специфика коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений письменной речи младших школьников с задержкой психического развития. Современные п...
Взаимосвязь психологических особенностей с тревожностью у школьников младших классов с задержкой психического развития
Специфика школьной тревожности у детей с задержкой психического развития. Психолого-педагогическая характеристика детей. Эмоциональная сфера и детско-...
Игровая деятельность младших школьников с задержкой психического развития
Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Психологические основы игры данной категории детей. Определе...