Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Развитие памяти детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. Экспериментальная работа в детском саду с программой развития памяти. Уровень осознания мнемических действий на начальном и конечном этапах экспериментальной деятельности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Эффективные методы развития памяти детей дошкольного возраста

Введение

Дошкольный возраст является сензитивным для развития многих психических процессов. Игровая деятельность, которая становится основной для детей, неизбежно актуализирует проблему запоминания материала, без чего невозможна успешное развитие. Не только на данном возрастном этапе, но и в течение всей жизни память имеет величайшее значение для человека. Она необходима не только для накопления опыта, но и для всей умственной деятельности людей. Содержание памяти используется человеком в разных видах деятельности: в труде, учении, игре, без неё не могут возникнуть образы воображения, развиваться фантазия, творчество. Поэтому память является предметом научных изысканий многих исследователей.

В зарубежной психологии возрастные особенности развития памяти рассматривали ученые В. Штерн, Г. Фолькельт, К. Бюлер, Дж. Сёлли, Л. Мак-Карти и др. В отечественной науке значительный вклад в исследование памяти как психического процесса был внесен учеными Л.С. Выготским, Л.Н. Леонтьевым, А.Л. Лурией, И.А. Корсаковым, И.Ю. Матюгиным.

Изучением различных психолого-педагогических аспектов памяти, а также специфики памяти детей дошкольного возраста в различные периоды занимались ученые Э.А. Фарапонова, Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева, Е.И. Ковальская, Н.П. Сакулина, Т.Ф. Беляев, Е.И. Игнатьев, Н.А. Корниенко, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, А.А. Люблинская, А.Д. Кошелева, М.И. Чистякова, А.В. Усова, В.С. МухинаТ.Ю. Аскоченская.

В дошкольном возрасте, когда активно развивается психика, проблема развития памяти становится одной из важнейших задач работы воспитателя, так как память во многом определяет успешность протекания личностного развития ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным для становления форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической функцией является в этот период наиболее эффективной и важной в развитии детей.

Без специальной целенаправленной работы приемы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Исследования работы детской памяти (Люблинская А.А., Смирнов А.А.) показали, что продуктивность произвольного (волевого) запоминания зависит прежде всего от тех условий, которые создаются воспитателем, от тех способов, которыми ребенок пользуется для запоминания заданного.

Цель выпускной квалификационной работы: исследование проблемы развития памяти как познавательного психического процесса у детей дошкольного возраста.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1. дать характеристику памяти;

2. выявить возрастные особенности развития памяти дошкольников;

3. рассмотреть способы диагностики и методы развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

4. провести и описать экспериментальную деятельность по изучению и развитию памяти дошкольников.

Актуальность работы определяется важностью целенаправленного развития памяти, учета данных особенностей в процессе работы с детьми дошкольного возраста как основы для успешного личностного развития детей.

Объектом исследования является память как познавательный психический процесс.

Предметом исследования выступают особенности развития памяти и методы работы воспитателя по совершенствованию данного процесса у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость определяется возможностью использования материалов выпускной квалификационной работы в практической деятельности воспитателей в детском саду.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе исследуется память, ее виды, типы и процессы, а также возрастные и индивидуальные особенности развития памяти, анализируется специфика данного психического процесса в старшем дошкольном возрасте. Во второй главе описана экспериментальная деятельность по изучению памяти дошкольников, представлена система работы по её совершенствованию.

1. Развитие памяти детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

1.1 Сущность понятия память

Память как один из уровней отражения окружающей действительности представляет собой совокупность процессов, способствующих организации и сохранению прошлого опыта. Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.

Начало исследованиям данного психического процесса было положено еще Аристотелем в 4 веке до н.э. Научный подход к изучению памяти человека насчитывает более ста лет. В настоящее время данный познавательный психический процесс рассматривается широким спектром наук: психологией, педагогикой, кибернетикой, медициной, нейрофизиологией, биохимией, что подчеркивает его значимость, так как память обеспечивает целостность развития личности, полноценность жизнедеятельности человека.

Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Как указывал И.М. Сеченов, никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способностей к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы вечно в положении новорожденного [55, с. 128]. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает целостность человеческой личности. Е.С. Рапацевич указывает: «Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности» [58, с. 464]. Посредством памяти человек накапливает знания и использует их в нужный момент. Формирование любого навыка, умения немыслимо без закрепления в памяти отдельных способов действий, их направленности. Без участия памяти невозможно познание действительности, так как уже в процессе восприятия человек соотносит непосредственно воспринимаемое с теми знаниями, тем опытом, которые сохранились у него в памяти. Потеря памяти ведет к распаду личности. Таким образом, память есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности.

В психологии различают следующие основные процессы памяти:

Запоминание.

Сохранение.

Забывание.

Воспроизведение (узнавание, восстановление).

Как указывает Р.С. Немов, эти процессы не являются автономными психическими способностями [36, с. 211]. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С.Л. Рубинштейн так определяет данный процесс памяти: «Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем» [55, с. 303].

В процессе запоминания, как считает С.Л. Рубинштейн, важную роль играют такие факторы, как ассоциативные, смысловые и структурные связи [55, с. 310]. В данных связях проявляется по преимуществу роль материала. Но запоминание зависит не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности.

Запоминание - это процесс закрепления и сохранения в памяти полученных от объектов и явлений действительности впечатлений. Запоминание может быть:

непроизвольным, непреднамеренным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить и протекает без волевых усилий,

произвольным, преднамеренным, когда человек ставит перед собой специальную цель запомнить и прилагает определенные усилия для достижения этой цели.

Для непроизвольного запоминания характерно отсутствие специальной цели запомнить. Непроизвольное запоминание протекает без особых усилий, оно как бы совершается само собой. Установлено, что обычно непроизвольно запоминаются те объекты, которые выделяются своими свойствами: красочностью, подвижностью, своеобразной формой [13, с. 89]. Непроизвольно запоминается и то, что связано с эмоциональными переживаниями, с теми или иными чувствами человека. На прочность и длительность непроизвольного запоминания значительное влияние оказывает интерес.

Произвольное запоминание - это запоминание, характеризующееся сознательно поставленной целью - запомнить определенный материал. Для достижения этой цели человек прилагает волевые усилия, составляет конкретный план и использует другие приемы и методы более продуктивного запоминания. Любая деятельность, обусловленная определенными целями и задачами, требует произвольного запоминания многого из того, что составляет сущность содержания этой деятельности. Специально организованное произвольное запоминание называется заучиванием.

Произвольное запоминание осуществляется...

Другие файлы:

Развитие образной памяти у детей среднего дошкольного возраста
Характеристика использования народного декоративно-прикладного искусства как средства развития образной памяти у детей дошкольного возраста. Особеннос...

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Характеристика памяти как познавательного процесса. Психические особенности развития детей дошкольного возраста. Формирование различных видов памяти,...

Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Теоретическое исследование проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Описание средств и определение условий ра...

Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх
Особенности развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. Критерии и показатели оценки зрительной па...

Развитие слухоречевой и зрительной памяти у детей дошкольного возраста
Психологические подходы к исследованию памяти. Функции памяти, ее слуховой и зрительный виды. Когнитивное развитие детей дошкольного возраста, его моз...