Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Понятие и основные критерии эстетической воспитанности. Художественное развитие ребёнка. Воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

1.2 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности

1.3 Эстетическое воспитание ребенка в семье

Вывод по I главе

II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

2.1 Методики исследования

2.2 Констатирующий эксперимент

Вывод по II главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами, как: с миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый ребёнок в таком возрасте - маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна, с нашей точки зрения, беда - все меньше и меньше восхищаются прекрасным, их интересы однообразны: компьютеры, куклы Барби, модели машинок, игровые приставки. Зачастую у детей, которые посещают детский сад, родители работают, и дома они занимаются своими бытовыми делами, уделяя лишь малую часть времени своему ребенку, поэтому на плечи педагогов ложится всестороннее воспитание и развитие детей. А ведь современное общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному в окружающем мире и к самим себе?

Формирование у детей нравственного и эстетического отношения к окружающей действительности: семье, людям, природе, материальным и духовным ценностям является одной из важных проблем педагогики.

В философских научных трудах Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, А.К. Дремова и др.; в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др. формирование начал эстетического отношения к окружающей действительности у детей занимает значительное место.

Изучив научные исследования учёных, видно, что эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне - развитой личности.

Ребенок рождается в семье. Первоначальный круг общения ребёнка ограничен родителями и родственниками и вся ответственность по формированию эстетического вкуса ложится на их, в первую очередь, плечи. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Именно в семье закладываются основы, первый фундамент эстетической культуры, в то время когда особенно активно развивается умственная активность детей. Потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических эталонов, культурный климат в семье.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит не только воспитание эстетического отношения к природе, искусству, но и к труду, общественной жизни, быту.

Знакомство с красотой в жизни воспитывает ум и чувство ребёнка, способствует развитию воображения и фантазии.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно повышает познавательную активность и влияет на физическое развитие. Способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности известно, что для любого дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны. Эстетическое развитие - это результат эстетического воспитания.

Одной из наиболее важных проблем в педагогике является проблема эстетического воспитания и развития дошкольников. Как отмечено в работах В. Г. Белинского эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием [19].

формировать умение у детей видеть прекрасное вокруг себя есть система эстетического воспитания.

Только при участии всех взрослых: педагогов, родителей, кто причастен к формированию личности с раннего возраста, эстетическое воспитание будет плодотворным.

У всякой системы есть стержень, основа на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания является семья.

Семья является непосредственным фундаментом для развития разносторонней личности, именно в семье закладываются первые «кирпичики» в развитии ребёнка. Именно она помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.

Учеными выявлено, что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, музыке поэзии и т.д., можно заложить основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.

Эстетическое воспитание в семье должно быть таким, чтобы своевременно и достаточно полно использовалось все возможности развития. Такое воспитание должно включать в себя: обучающую деятельность детей в форме: объяснения, показа произведений искусства, наблюдения слушание музыки, рисования и пения, положительного примера и т.д.

В первую очередь эстетическое восприятие закладывается при помощи родителей, в возрасте от года до семи лет ребенок начинает осознавать общую ценность прекрасного для всех людей. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.

Так образуются разногласия между требованиями семьи, общества и недостаточным уровнем эстетического воспитания старших дошкольников.

Какие же формы и методы работы способствуют эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семье? Это главная проблема эстетического воспитания.

Важность решения данной проблемы и недостаточная разработанность методики формирования эстетического вкуса детей определили выбор темы нашего исследования: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье.

Объектом исследования - эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс формирования основ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников в семье, будет эффективным, если:

- педагогический процесс в семье строится на всех сферах культуры.

- В каждой семье проводятся дидактические игры, задания, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников.

Исходя из цели, объекта, предмета данного исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблемам эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Познакомиться с практическим опытом работы в некоторых семьях.

3. Экспериментально проверить серию заданий и дидактических игр по формированию основ эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в семье.

4. Разработать проект, единой системы, «Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду и дома»

Научная значимость заключается в выявлении особенностей эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье; в обосновании, необходимости и возможности использования, воспитывающих и развивающих функций, способствующих развитию эстетической отзывчивости, способности личности ребёнка сопереживать эстетическим свойствам и действительности, чувствам других людей; в выявлении уровневых показателей эстетического развития личности воспитанников.

Практическая значимость заключается в экспериментальной проверке методики эстетического развития старших дошкольников в семье.

ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Анализ литературы показал, что эстетическое воспитание является сложным научным понятием, в трактовке которого выделяются различные подходы.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.

Эстетическое воспитание непосредственно связано с термином "эстетика", обозначающим науку о самом прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthetikos ,что означает "ощущение, чувство". Поэтому в общем плане эстетическое воспитание о...

Другие файлы:

Воспитание целеустремленности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Теоретические аспекты развития целеустремленности ребенка старшего дошкольного возраста. Развитие произвольности как основа воспитания целеустремленно...

Формирование физических качеств как условие гармоничного физического развития детей старшего дошкольного возраста
Понятие "физическое воспитание" и его развитие. Метод круговой тренировки. Анализ программ по развитию физических качеств детей старшего дошкольного в...

Физкультурный досуг детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждений дополнительного образования
Физиологические, психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста. Специфика организации физкультурного досуга для детей старшего до...

Пути формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Зарубежная и отечественная дошкольная педагогика о принципах формирования этических представлений поведения у детей дошкольного возраста. Разработка п...

Влияние сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Влияние русской народной сказки на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Анализ образовательных и авторских программ....