Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность и функции универсальных учебных действий, их основные виды. Методика формирования у младших школьников умения учиться и способности к саморазвитию. Использование электронного портфолио для оценки индивидуальных успехов и достижений учащихся.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников

Содержание

Введение

Глава 1. Универсальные учебные действия младших школьников

1.1 Универсальные учебные действия, их виды и функции

1.2 Методика формирования универсальных учебных действий младших школьников

Глава 2. Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий

2.1 Что есть электронное портфолио

2.2 Структура разрабатываемого портфолио

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

С введением в действие нового федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального общего образования актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее - УУД), которые обеспечивают учащемуся «умение учиться», формируют способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков.

Проблематика: Новый принцип обучения в начальной школе построен на формировании у учащихся «умения учиться», что возможно лишь в тесной связи с активными действиями педагога и учащихся.

Средством оценки сформированности уровня универсальных учебных действий выступает систематическая, пролонгированная оценка, которая отражает индивидуальный уровень каждого конкретного школьника. Одним из наиболее интересных методов оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников может выступать метод «портфолио». В связи с современной информатизацией общества и образовательных учреждений преимущественно в практику оценки сформированности уровня универсальных учебных действий применять электронное портфолио, что позволит решить не только педагогические задачи, но и создать единое образовательное пространство. Всё вышеперечисленное главным образом определяет актуальность данной курсовой работы.

Цель: разработка структуры электронного портфолио младшего школьника как средства оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы;

2. Выявить виды универсальных учебных действий младших школьников;

3. Определить приоритетные универсальные учебные действия, как основу внедрения электронного портфолио в начальной школе;

4. Изучить методики оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с федеральными государственными стандартами;

5. Разработать структуру электронного портфолио младшего школьника, средство оценки сформированности универсальных учебных действий.

Объект исследования: электронное портфолио.

Предмет исследования: универсальные учебные действия младших школьников.

Гипотеза: Применение метода электронного портфолио в начальной школе позволит целостно оценить уровень сформированности универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с ФГОС.

Методы:

1. Теоретический анализ;

2. Обобщение имеющегося опыта по внедрению системы оценки сформированности универсальных учебных действий, в том числе метод портфолио;

3. Педагогическое наблюдение.

Глава 1. Универсальные учебные действия младших школьников

1.1 Универсальные учебные действия, их виды и функции

Те перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из важнейших целей начального образования является формирование навыков учебной деятельности. Уровень сформированности этого, достаточный для младшего школьника, обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия предоставляют возможность к самостоятельному успешному усвоению новых знаний школьниками, умений и компетентностей, включая умение учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

В широком смысле термин «универсальные учебные действия» (УУД) значит умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Набором взаимосвязанных конкретных учебных действий характеризуется любое учебное умение школьника, которое ему необходимо для успешной учебно-познавательной деятельности. Учебное действие состоит из отдельных малых операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность строить алгоритм процесса решения какой-либо учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребёнок проговаривает вслух каждую операцию, которую он выполняет, а затем, из развёрнутого они превращаются в «свёрнутое» сокращенное умственное действие, иными словами, интериоризуются, то есть переходят извне внутрь.

На ранних этапах обучения учебное действие образуется как предметное, и со временем обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать геометрические фигуры, объекты природы, различные виды текстов - при этом у него формируются предметные действия сравнения, но постепенно у ребёнка развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает сам акт сравнения, а это сопоставление объектов, выделение общего и различного. В таком случае ученик владеет универсальным учебным действием - он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.

Как психолого-дидактическое явление универсальное учебное действие имеет некоторые особенности:

- оно является предпосылкой к самостоятельному формированию способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;

- не зависит от конкретного предметного содержания и, в определенном смысле, имеет всеобъемлющий характер;

- отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)

- возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;

- «вынуждает» обучающегося действовать последовательно, четко, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Функциями универсальных учебных действий является следующее:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена многокультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Происходит овладение универсальными учебными действиями учащимися в контексте разных учебных предметов и, в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие учениками возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться...

Другие файлы:

Формирование универсальных учебных действий у учащихся младших классов
Понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных дейс...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в музыкальной деятельности
Характеристика и функции регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Сущность музыкальной деятельности, ее виды и формы. Опытно-эк...

Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир"
Понятие "универсальные учебные действия". Системно-деятельностный подход к обучению школьников, связь с содержанием учебных предметов. Экспериментальн...

Формирование универсальных учебных действий как эффективное средство обучения русскому языку
Разработка системы упражнений по формированию универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка. Анализ особенностей развития...

Алгоритмы в начальной школе и методика обучения алгоритмам
Диагностика сформированности умения младших школьников работать с алгоритмами. Система заданий с использованием алгоритмов. Анализ результатов исследо...