Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему "Квадратные уравнения и неравенства с параметром"
Краткое сожержание материала:
64
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Физико-математический факультет
Кафедра дидактики физики и математики
Выпускная квалификационная работа
Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему «Квадратные уравнения и неравенства с параметром»
Выполнила студентка V курса физико-математического факультета (специальность 050201.65 Математика)
Юферева Елена Викторовна.
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент кафедры дидактики физики и математики
Крутихина М.В.
Допущена к защите в ГАК
. зав. кафедрой М.В. Крутихина
«___»________________
Декан факультета Е. В. Кантор
«___»________________
Киров 2008
Содержание
Введение
Глава I. Элективные курсы в профильном обучении
1.1. Цель, задачи, функции элективных курсов
1.2. Типы элективных курсов
1.3. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки
1.4. Мотивы выбора школьниками элективных курсов
1.5. Требования к содержанию программ элективных курсов
1.6. Учебно-методический комплекс
1.7. Элективные курсы в образовательной области «Математика»
Глава II. Методика проведения элективного курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром»
1.1. Общие методические положения по проведению элективного курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром»
1.2. Разработка занятий элективного курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром»
1. 3. Опытное преподавание
Заключение
Библиографический список
- Приложения
Введение
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда… отработка гибкой системы профилей»[14]. Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации начался с 2006/07 учебного года, а с 2005/06 учебного года - введение предпрофильной подготовки в 9-х классах.
Внедрение элективных курсов на этапе профильной подготовки приобретает особое значение для обучения основополагающим дисциплинам, в частности, математике. Необходимо отметить, что в последние годы наметился разрыв между уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями вузов. По словам профессора МФТИ, члена-корреспондента РАН Л.Д. Кудрявцева, это вызвано:
· неумением студентов отличить то, что они понимают от того, что они не понимают;
· неумением логически мыслить, отличая истинное рассуждение от ложного;
· неумением вести диалог: понять вопрос преподавателя и ответить на него;
· стереотипностью восприятия информации, снижением общего культурного уровня [19].
Поэтому, как нам представляется, абсолютное большинство учителей математики заинтересованы в ведении элективных курсов. В научной и методической литературе есть отдельные работы, касающиеся профильного обучения и элективных курсов, в частности элективных курсов по математике, которые носят рекомендательный характер [29, 30]. Однако, согласно «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» [15], профильное обучение должно быть подкреплено обоснованными научно-методическими разработками. Такое противоречие и обуславливает актуальность темы исследования, связанной с разработкой элективного курса.
Актуальность выбора темы элективного курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром» определяется значимостью темы «Квадратный трехчлен и его свойства» в школьном курсе математики и, вместе с тем, нехваткой времени на рассмотрение задач, связанных с исследованием квадратного трехчлена, содержащего параметр.
Профильное обучение - это процесс включения учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность, которая способствует развитию их творческих способностей. Общие аспекты такой деятельности рассмотрены в работах известных психологов, педагогов и математиков-методистов: Г.Д. Глейзера, В.А. Гусева, Л.В. Занкова, 3.И. Калмыковой, Ю.М. Калягина, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, И.М. Смирновой и др.
При конструировании элективного курса по математике необходимо учитывать также предыдущий опыт постановки факультативных курсов в средней школе. Проблеме постановки и развития факультативных курсов по математике посвящено много работ, авторами которых являются Н.В. Амосов, Е.А. Ермак, Е.Е. Семенов, Т.И. Саламатова, И.И. Поздняков, С.И. Шварцбурд, И.Ф. Шарыгин и др.
Цель работы заключается в изучении требований к элективным курсам, разработке курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром» и методических рекомендаций по его проведению.
Объект исследования - процесс профильного обучения математике в 9 классе общеобразовательной школы.
Предмет - технологическое обеспечение разработки элективного курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром».
Гипотеза исследования заключается в том, что данный элективный курс поможет обеспечить более углубленное изучение одного из разделов математики, устранить расхождения в требованиях по математике, предъявленных к подготовке выпускников в школе и абитуриентов в вузе, расширить возможности развития мыслительной деятельности учащихся, если в процессе его изучения будут использованы:
· рассмотрение графических приемов решения квадратных уравнений и неравенств с параметром с помощью работы школьников с учебной литературой;
· решение задач на исследование квадратного трехчлена, содержащего параметр, с использованием самоконтроля школьников и взаимоконтроля;
· таблицы для обобщения материала по темам «Знак корней квадратного трехчлена», «расположение параболы относительно оси абсцисс»;
· использование разнообразных способов оценивания результатов обучения и накопительной системы баллов;
· изучение всех тем курса с предоставлением ученику возможности самостоятельно находить путь решения задачи.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвигаются следующие задачи исследования:
· рассмотреть общие положения по созданию элективных курсов;
· разработать методические рекомендации по созданию программы элективного курса;
· разработать элективный курс по алгебре «Квадратные уравнения и неравенства с параметром» и методику его проведения;
· экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
· анализ литературы;
· анализ опыта разработки элективных курсов;
· наблюдение за работой учащихся, опытное преподавание.
Основной опытно-экспериментальной базой являлся 9б класс
Оричевской средней школы № 1.
Работа состоит из двух глав, описания опытного преподавания, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава I. Элективные курсы в профильном обучении
1.1. Цель, задачи, функции элективных курсов
Элективные курсы (курсы по выбору) - новый элемент учебного плана, играющий важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы - обязательны для старшеклассников [23].
Цель изучения элективных курсов - ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности [10].
Элективные курсы должны помочь в решении следующих задач:
1). Создание условий для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определенным видом профессиональной деятельности.
2). Оказание помощи старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, в рассмотрении многообразия видов деятельности, с ней связанных [30].
В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы могут выполнять различные функции:
· повышение уровня изучения базовых учебных предметов;
· изучение смежных учебных предметов на профильном уровне; реализация межпредметных связей, интеграция разроз...
Математика. Уравнения и неравенства с параметром. В 2 частях
Учебный комплект (сборник задач в двух частях) в полном объеме раскрывает тему "Уравнения и неравенства с параметром ". В части 1 разбираются линейны...
Математика. Уравнения и неравенства с
параметром. В 2 ч.
М.: 2009.— Ч.1 - 480с., Ч.2 -
444 с.
Учебный комплект (сборник задач в двух
частях) в полном объеме раскрывает тему "Уравнения и...
Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему "Квадратные уравнения и неравенства с параметром"
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание «системы специализированной подготовки (профильного обуче...
Логико-математический анализ учебного материала темы "Квадратные неравенства"
Анализ методики обучения учащихся по теме "Квадратные неравенства", математического планирования и методички решения типовых задач. Обзор определения...
Уравнения и неравенства с параметром как средство формирования исследовательских умений учащихся в 7–9 классах
Возрастные, физиологические и психологические особенности школьников 7-9 кл., организация учебной деятельности. Роль и место параметрических уравнений...