Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Экспериментальное обучение на основе приемов развития произвольной памяти

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие памяти и приемы ее развития, разработанные современной психологией. Современная методика преподавания иностранного языка о приемах работы по запоминанию слов, словосочетаний и предложений. Обучение на основе приемов развития произвольной памяти.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ

1.1 Понятие памяти и приёмы её развития, разработанные современной психологией

1.2 Современная методика преподавания иностранного языка о приёмах работы по запоминанию слов, словосочетаний и предложений

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ

2.1 Описание констатирующего эксперимента

2.2 Экспериментальное обучение на основе приёмов развития произвольной памяти

2.3 Результаты контрольного эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Память является одной из наиболее изученных сфер психической деятельности. Изучению ее механизмов, особенностей, способов запоминания, причин забывания и других аспектов посвящено огромное количество работ во всем мире. В свойствах памяти проявляется способность психики постоянно накапливать и трансформировать информацию. Эта способность носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и может во многих случаях осуществляться автоматически, бессознательно. Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические: Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане, биогенетические: И.П. Павлов, И.М. Сеченов, физиологические: С. Высотский.

Актуальность темы. На достижения современной психологии, характеризующей память как многоуровневый психический процесс опирается методика преподавания иностранного языка. Изучение иностранного языка подразумевает запоминание учащимися большого количества слов, словосочетаний и предложений. Но многим учащимся не удается быстро запоминать большое количество слов и словосочетаний, так как память у многих учащихся не полностью раскрыта.

Степень разработанности темы. Исследованиям по развитию произвольной словесно-логической памяти посвящены работы учёных-психологов Е.А. Климовой, А.В. Карпова, Л.Н. Ланда, К. Левина, П. Жане, А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, П.Н. Ермакова, а также методические и лингвистические труды Н.И. Геза, П.П. Блонского, Н.Д. Гальсковой, А.А. Леонтьева, В.Л. Скалкина, П. Костера, В.Л. Скалкина и Л.Г. Вишняковой. Учёные-психологи предлагают различные приёмы развития произвольной словесно-логической памяти. Следует отметить, что даже лингвисты и методисты, такие, как Н.И. Гез, П.П. Блонский, Н.Д. Гальскова, П. Костер, В.Л. Скалкин, Л.Г. Вишняков, А.А. Леонтьев в настоящее время не пришли к единому мнению, какие методы могли бы помочь быстро запомнить слова, словосочетания и предложения. Но все они едины в одном: для того, чтобы правильно сформировать умения запоминать слова, словосочетания и предложения, следует использовать языковые игры. Возникающее противоречие между необходимостью получения знаний по иностранному языку и отсутствием специальной методики приводит нас к необходимости исследования по теме: «Развитие произвольной памяти при обучении иностранному языку».

Цель работы. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы развития произвольной памяти учащихся при обучении иностранному языку. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования данной работы были определены следующие задачи:

1. Изучить лингвистическую, учебную и методическую литературу по данной проблеме.

2. Определить понятие произвольной словесно-логической памяти и дать её характеристику.

3. Выявить объём произвольной словесно-логической памяти учащихся на этапе констатирующего эксперимента.

4. Провести обучающий эксперимент по развитию произвольной памяти на слова, словосочетания и предложения.

5. Провести контрольный эксперимент по выявлению объёма произвольной словесно-логической памяти.

6. Обобщив результаты, полученные в ходе эксперимента, дать рекомендации учителю о применении игровых ситуаций при развитии произвольной словесно-логической памяти.

В центре внимания нашего исследования вопрос о том, как можно развить у учащихся объём произвольной словесно-логической памяти на слова, словосочетания и предложения. Объект работы - развитие произвольной памяти учащихся при обучении иностранному языку. Предмет работы - методика развития произвольной памяти учащихся при обучении иностранному языку.

На основе объекта, предмета и цели работы нами была выдвинута следующая гипотеза: развитие произвольной словесно-логической памяти осуществляется более эффективно при условии, если:

а) в методику обучения вводятся словесные игры, стихотворения с включением английской лексики, словосочетаний;

б) в обучении английской лексике используется приём ассоциаций в форме наглядного материала - предметных и сюжетных рисунков.

В ходе исследования нами применялись следующие методы: теоретические - индуктивный метод обобщения полученных данных, составление библиографии, конспектирование и цитирование литературных источников. Эмпирические - метод изучения педагогического опыта, наблюдение, изучение продуктов деятельности школьников, опытно-экспериментальная работа, проводимая в естественных условиях (в частности, констатирующий и обучающий эксперименты).

Эмпирическими источниками послужили терминологические, общие словари и научное издательство в соответствующей области знания. Кроме того, в работе использовались данные глобальной информационной сети Интернета.

Апробация результатов исследования. Основные положения ВКР были использованы на уроках английского языка в общеобразовательной школе № 29 города Нижнекамск.

Прежде чем приступить к разработке хода эксперимента, нами были намечены этапы выполнения данного исследования:

1. Изучение научно-методической, специальной литературы (сентябрь - октябрь 2008 года).

2. Проведение констатирующего эксперимента (26 января 2009 года).

3. Экспериментальное обучение (февраль - март 2009 года).

4. Проведение контрольного эксперимента и обобщение результатов экспериментального обучения (апрель 2009 года).

5. Подведение итогов, написание дипломной работы (январь - май 2009 года).

Научная ценность работы состоит в том, что подход, который выбран нами, не освещён ни в одном из учебников английского языка, хотя некоторые приёмы развития произвольной словесно-логической памяти предлагают многие лингвисты и методисты, такие, как, Н.И. Гез, П.П. Блонский, А.А. Леонтьев и Н.Д. Гальскова. Поэтому развитие произвольной памяти учащихся при обучении иностранному языку представляет определённую научную ценность.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования результатов исследования в преподавании английского языка, так для успешного овладения учащимися иностранным языком необходимо развивать произвольную словесно-логическую память.

Положения, вносимые на защиту:

1. Словесные игры, стихотворения с включением английской лексики, словосочетания являются эффективным средством при развитии произвольной словесно-логической памяти.

2. Обучение английской лексике эффективно при использовании приёма ассоциаций в форме наглядного материала - предметных и сюжетных рисунков.

Структура работы. ВКР состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ

1.1 Понятие памяти и приёмы её развития, разработанные современной психологией

В современной психологии категория памяти является достаточно разработанной, хотя следует отметить, что в определении памяти как психического познавательного процесса у учёных нет единства, т.е. проблема памяти является дискуссионной.

Существует несколько определений данному явлению: Е.А. Климова определяет память «как форму психического отражения, заключающегося в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возращение в сферу сознания». Память - основа психической деятельности, и как отмечает учёный, без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания [19, с. 57].

Согласно концепции памяти А.В. Карпова, память - «это множество процессов, действий, состояний, направленных на запечатление, мысленную организацию, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека» [18, с. 45].

Известный психолог Л.Н. Ланда предполагает, что память не является какой-то самостоятельной функцией, и утверждает, что память теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями, поэтому развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием человека. Как замечает Л.Н. Ланда, память каждого человека, характеризуясь общими закономерностями развития, вместе с теми имеет свои особенности. Одни люди отличаются наглядно-образным типом памяти. Человек с таким типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, форму, цвет и объём предметов, у других людей, отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система. Многие люди хорошо запоминают и наглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаются хорошей памятью на чувств...

Другие файлы:

Формирование произвольной памяти младших школьников
Изучение памяти в зарубежной и отечественной психологии. Особенности развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста. Упражнения по р...

Психологические особенности памяти детей дошкольного возраста
Обучение запоминанию с использованием мнемических средств. Значение игры в развитии памяти. Экспериментальное исследование зависимости продуктивности...

Высшие формы памяти у детей
Теоретические подходы к изучению высших форм памяти человека, закономерности развития в детстве. Экспериментальное изучение развития высших форм памят...

Дидактические игры как средство развития произвольной памяти у детей с ЗПР
По данным МОРФ (1999), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной соматической и психофизической дезадапт...

Особенности произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии
Особенности развития произвольной памяти у детей в процессе онтогенеза и при отклонениях в речевом развитии. Опытно-экспериментальная работа по выявле...