Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Целесообразность применения подвижных игр как эффективного средства обучения младших школьников

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Значение и содержание легкоатлетических упражнений в структуре физического воспитания учащихся начальных классов. Методика реализации комплекса подвижных игр, направленного на формирование техники легкоатлетических упражнений у учащихся вторых классов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Реферат

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методические основы физического воспитания учащихся начальных классов

1.1 Место, значение, содержание легкоатлетических упражнений в структуре физического воспитания учащихся начальных классов

  • 1.2 Средства и методы формирования техники легкоатлетических упражнений у учащихся младших классов
  • 1.3 Возможности подвижных игр в формировании техники легкоатлетических упражнений
  • Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
  • 2.1 Цель и задачи исследования
  • 2.2 Методы и организация исследования
  • 2.3 Организация исследования
  • Глава 3. Теоретико-методические основы проектирования комплекса подвижных игр
  • 3.1 Теоретико-методические основы разработки комплекса подвижных игр направленного на формирование техники легкоатлетических упражнений у учащихся вторых классов
  • 3.2 Методика реализации комплекса подвижных игр направленного на формирование техники легкоатлетических упражнений у учащихся вторых классов
  • Глава 4. Организация и методика проведения эксперимента
  • 4.1 Организация и методика проведения педагогического эксперимента
  • 4.2 Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента
  • 4.3 Обсуждение результатов формирующего этапа педагогического эксперимента
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложение
  • Введение
  • Школьный возраст подразделяется на три этапа: младший, средний и старший. Каждый из возрастных периодов характеризуется своими психологическими и физиологическими особенностями, что учитывается при постановке целей и задач обучения любого школьного предмета.
  • Целью предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование физической культуры личности. Согласно Концепции физического воспитания в становлении физической культуры личности различают пять этапов, где младшему школьному возрасту соответствует этап начального формирования физической культуры личности, который обеспечивает получение начального общего физкультурного образования.
  • Характерной и отличительной особенностью физической культуры от других школьных предметов является процесс обучения двигательным умениям, навыкам и способам деятельности. Обучение в каждом из классов начальной школы предполагает формирование определенного фонда двигательных умений и навыков, являющихся строительным материалом для овладения новыми двигательными действиями и решения новых двигательных задач. При этом используются разнообразные средства и методы физического воспитания. Но среди всех методов обучения в младшем школьном возрасте предпочтение отдается игровой деятельности, так как гибкий и вариативный характер игрового метода позволяет повысить эффективность уроков и заинтересованность учащихся.
  • Эффективность использования игры в данном возрасте объясняется тем, что игра - это естественное состояние ребенка, ребенок живет играючи, поэтому развивающие и обучающие возможности игры реализуются легко и естественно. Необходимо заметить, что педагогические возможности ее исследованы мало и недостаточно реализуются на практике. Вместе с тем среди всех средств физического воспитания подвижные игры в младшем школьном возрасте занимают достаточно большое место во всем учебном процессе. Целенаправленное применение их в соответствии с конкретными задачами обучения позволяет быстрее усвоить учебный материал доступными для ученика средствами.
  • По этой проблеме накоплен большой теоретический и практический материал. Однако недостаточно разработана методика планирования и использования подвижных игр для решения конкретных образовательных задач по формированию умений и навыков в процессе формирования техники легкоатлетических упражнений.
  • На основании анализа обобщения научных и практических данных, многолетних исследований, в данной работе делается попытка представить конкретную, научно обоснованную методику формирования техники легкоатлетических упражнений у учащихся вторых классов посредством подвижных игр.
  • Гипотеза работы - выдвинуто предположение о том, что повышение культуры движений, выработка новых сочетаний ранее известных и приобретаемых произвольных действий может достигаться у младших школьников преимущественно в игровых ситуациях.
  • Объект исследования - обучающая функция подвижных игр при освоении техники легкоатлетических упражнений.
  • Предмет исследования - подвижные игры как средство обучения детей 8-9 лет.
  • Научная новизна заключается в том, что в данной работе обоснованы педагогические возможности подвижных игр, разработана методика планирования подвижных игр и комплекс подвижных игр направленный на формирование техники легкоатлетических упражнений у учащихся вторых классов.
  • Практическая значимость состоит в том, что разработанный комплекс подвижных игр может использоваться в практической деятельности учителей физической культуры при формировании школы движений у младших школьников. Об эффективности применения данного комплекса свидетельствуют данные, выявленные в процессе исследования.
  • Цель данного исследования обосновать целесообразность применения подвижных игр как эффективного средства обучения младших школьников.
  • Глава 1. Теоретико-методические основы физического воспитания учащихся начальных классов

1.1 Место, значение, содержание легкоатлетических упражнений в структуре физического воспитания учащихся начальных классов

Общей нормативной и программной основой системы физического воспитания и самовоспитания различных слоев населения является Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс. Комплекс включает в себя восемь ступеней. Три ступени разработаны для учащихся общеобразовательных школ. Первая ступень: «Олимпийцем будь!» соответствует младшему школьному возрасту. [22]

В содержании комплекса отражен гуманный социальный заказ общества физическому воспитанию. Девиз Комплекса «Давайте заботиться о здоровье сообща! Давайте будем партнерами!». Он объединяет движение личности, общества и государства навстречу друг другу. Комплекс ориентирует государство, общество, граждан на совместное участие в физическом и духовном оздоровлении, разностороннем развитии учащихся средствами физического воспитания [22].

Как нормативная основа Комплекс устанавливает требования к базовому общему физкультурному образованию, содержит уровни оценки физического развития и физической подготовленности, учащихся в возрасте от 7 лет до 18 лет. Как программная основа он, определяет целевые установки физического воспитания в школах, содержание учебных программ учебного предмета «Физическая культура». Надо отметить, что главное место в Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе отведено легкоатлетическим видам: бегу, прыжкам, метаниям.

Содержание физического воспитания в начальной школе регламентируется учебными планами, учебными программами, инструктивно-методическими документами Министерства образования Республики Беларусь. Основным документом планирования является Программа «Физическая культура и здоровье». В учебный материал программы включены три раздела, одним из которых является раздел «Умения, навыки и способы деятельности». Основой этого раздела являются физические упражнения, которые составляют содержание «Школы движений».

К школе движений относят естественные самые распространенные и жизненно важные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания, то есть упражнения составляющие основу легкой атлетики.

Знакомство любого человека с упражнениями в ходьбе, беге, метании, прыжках происходит в самом раннем возрасте, с ними человек сталкивается на любом возрастном этапе и с их помощью приходится решать самые разнообразные задачи в повседневной жизни.

Известно, что эти естественные движения как средства физического воспитания детей использовались уже в IX веке до нашей эры в Древней Греции. Кроме того, в наши дни на протяжении многих лет входят в программы по физическому воспитанию. В чем же их уникальность?

Во-первых, в оздоровительном влиянии на организм. Основу легкоатлетических упражнений составляют естественные движения, не требующие длительного обучения технике, сравнительная простота оборудования мест занятий создают условия для их использования, в оздоровительных целях начиная с детского возраста. [21]

Легкоатлетические упражнения требуют динамической работы большинства мышц человеческого тела. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция, увеличивается жизненная емкость легких. Дыхание в покое становится реже и глубже, улучшается газообмен и снабжение организма кислородом. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность. [4, 4]

Улучшается кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы. Проведение занятий на улице способствуют закаливанию организма, и как следствие снижению простудных заболеваний. Поднимается настроение, повышается умственная и физическая работоспособность.

...

Другие файлы:

Развитие воли младших школьников средствами подвижных игр во внеурочной деятельности
Характеристика волевых качеств личности. Возрастные особенности волевых проявлений у детей младшего школьного возраста. Опытная работа по развитию вол...

Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой
Современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников. Концепция современных проблем образования. Специфика компьютерного обучения младших...

Использование активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении
Особенности психического развития и формирования математических знаний, умений, навыков у младших школьников с трудностями в обучении. Методы и средст...

Учебная мотивация младших школьников
Исследование эффективности применения сказкотерапии как средства повышения учебной мотивации младших школьников. Изучение методов формирования навыка...

Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения
Теоретические аспекты и состояние исследований проблемы формирования самоконтроля у младших школьников. Психологические особенности младших школьников...