Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формы и методы контроля знаний на уроках литературы

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Контроль знаний как существенный элемент современного урока. Место контроля знаний и умений учащихся на уроках литературы. Технология контрольно-оценочной деятельности учителя. Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Главное управление образования Курганской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Мишкинский профессионально - педагогический колледж»

Курсовая работа

по методике преподавания литературе

Формы и методы контроля знаний на уроках литературы

Показаньевой Марии,

студентки 31 группы,

специальность 050709

Преподавание в начальных классах

Руководитель работы:

Голощапова Е. Г., преподаватель

методики преподавания литературы

Мишкино 2011

Оглавление

контроль знание урок литература

Введение

Глава 1. Контроль знаний - существенный элемент современного урока

1.1 Проверка и оценка знаний как психолого-педагогическая проблема

1.2 Место контроля знаний и умений учащихся на уроках литературы

Глава 2. Технология контрольно-оценочной деятельности учителя на уроках литературы

2.1 Традиционные формы контроля знаний и умений учащихся

2.2 Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Организация контроля за знаниями и умениями учащихся в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался учитель, контроль остается обязательным элементом в методической структуре урока.

Среди школьных дисциплин литература занимает особую позицию, которая обусловлена спецификой предмета и целей его преподавания. С одной стороны, на уроках литературы закладываются основы нравственности, эстетического вкуса, культуры поведения и отношений, с другой - существуют достаточно четкие образовательные стандарты с прописанными нормами и требованиями к знаниям учащихся. Задача учителя литературы состоит в том, чтобы на уроке у каждого учащегося ум с сердцем были в ладу. Примерная программа по литературе основной формой контроля на уроках литературы предполагает сочинение. Однако практика показывает, что подобная форма контроля не позволяет в полной мере оценить знания учащихся.

Контролирование, оценивание знаний, умений учащихся включается в диагностирование как необходимые составные части. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают её развитие. Тем не менее, по сей день, идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет, назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества - категорическим определением успеваемости обучаемого или же наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы обучения. Противоречивый характер отметил ещё Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно, и взвешено пользоваться своим правом на оценку.

Строго критиковал современные ему формы контроля К. Д. Ушинский. Характеризуя его недостатки, подчеркивал, прежде всего, то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся. Обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединения с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего самому обучаемому. Попытки изменить подходы к школьному контролю, предпринимаемые в прошлом, ни чего не делали, поскольку почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса - использовать ли в школах оценки, или обходится без них, но обучение без оценок (без контроля) не дело, и не могло дать ни каких результатов. [6]

Нас заинтересовала тема изменения и возможность введения новых форм контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения, а также вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий и составляют цель данной работы.

Цель - раскрыть формы и методы контроля на уроках литературы.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить цель и место контроля знаний и умений учащихся на уроках литературы;

2) рассмотреть формы и методы контроля на уроках литературы;

3) познакомиться с технологией контрольно-оценочной деятельности учителя на уроках литературы

Глава 1. Контроль знаний - существенный элемент современного урока

1.1 Проверка и оценка знаний как психолого- педагогическая проблема

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки учащихся. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается детьми материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и учащимися устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний и контроля результатов обучения имеют значительно больший объем в современной педагогике.[2]

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для протекания педагогического процесса, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о промежуточных результатах.

Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в течение учебное - воспитательного процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности или принципиальной перестройки всей системы работы.[11]

Первоначально проверку и оценку за выполнением учебных действий производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопоставляет с заданным образцом, указывает на возможные расхождения, соотносит выявленные расхождения с недостатками учебных действий. Постепенно по мере овладения контролем дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия.

Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

В отечественной педагогике также имеются обсуждаемые понятия. Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем. Термин педагогическая диагностика в отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее в области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанности, что сближает его с психодиагностикой.[1]

Применительно к процессу обучения целесообразно использовать термин педагогическая диагностика в указанном выше значении. Можно пользоваться и традиционными в отечественной дидактике терминами: контроль, проверка, оценка и учет знаний. Проверка и оценка знаний обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержания, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения («приборах»), об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.

Проверка и оценка знаний является для учащихся стимулом для учения (особенно в младшем школьном возрасте). При умелой организации контроля детей можно повысить качество и результативность обучения, для этого необходимо знать функции, методы, виды и формы контроля.

1.2 Место контроля знаний и умений учащихся на уроках литературы

Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями.

Как было установлено, основная цель проверки, как для учащихся, так и для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и...

Другие файлы:

Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников
Контроль знаний - существенный элемент современного урока. Виды контроля результатов обучения. Методы контроля. Специфика контроля по русскому языку....

Формы и виды контроля знаний
Значение, задачи, функции контроля знаний. Содержание, типы и виды, формы и методы контроля знаний. Применение различных форм и методов проведения тес...

Контроль учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Теоретические аспекты контроля за усвоением учащимися знаний, умений и навыков по русскому языку в начальной школе. Методы и формы организации контрол...

Контроль знаний по предмету "Человек и мир"
Формы контроля в начальных классах. Различия форм и методов контроля на уроках окружающего мира. Способы проверки знаний учащихся по предмету "Человек...

Педгогические основы контроля и оценки деятельности младших школьников
Теоретические аспекты контроля за усвоением учащимися знаний, умений и навыков по русскому языку в начальной школе. Оценка результатов учебно-познават...