Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формируемые у психологов компетенции во ФГОС ВПО

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Характеристика и структура общекультурных компетенций у студентов-выпускников ВУЗа. Их значимость при получении образования по профилю "Психолог образования". Планируемые уровни сформированности компетенции – на пороговом и на повышенном уровнях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

Формируемые у психологов компетенции во ФГОС ВПО

Чита - 2012

Содержание

Введение

Основная часть

1. Характеристики компетенций

2. Характеристика опыта работы психологов

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, несмотря на то, что российская теория и практика высшей школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает, в основном, в качестве информатора и контролера учащихся. Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое.

Во-вторых, в меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной высшей школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность обучающихся.

Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода.

Компетентностный подход в профессиональном образовании - это не дань моде придумывать новые слова и понятия, а объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками (В.И. Байденко), другие - надпрофессиональными, базисными квалификациями (А.М. Новиков), третьи - ключевыми компетенциями (А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер и др.). Вот почему сегодня рядом ученых (В.А. Болотов, В.В.Сериков, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской) выделяется компетентностный подход к образования, основными критериями которой считаются приобретение обучающимися опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Понятия - «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в профессиональном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Сейчас уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей на разных уровнях системы образования, например, работы А.В. Хуторского, В.И. Байденко, В.А. Болотова, С.А. Дружилова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В. Ландшеера, О.Е. Лебедева, И. Осмоловской, А. Петрова, С.Б. Серебряковой, М.А. Чошанова и др.

В 2009 году Министерством образования и науки Российской Федерации был издан приказ, подписанный министром образования А. Фурсенко, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)». Согласно данному приказу, с 1 января 2010 г. в действие был введен федеральный государственный образовательный стандарт.

Объект курсовой работы - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр».

Предмет - конкретные анализируемые компетенции стандарта: ОК-9, ОПК-6, ПКПП-4, ПКСПП-2, ПКСП-4, ПКД-6.

Цель данной курсовой работы - анализ компетенций образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр».

Задачи:

1. Дать характеристику каждой анализируемой компетенции.

2. Описать значимость каждой компетенции при получении образования по профилю «Психолог образования».

3. Согласно плану подготовки бакалавров, рассмотреть, на каких учебных дисциплинах может быть сформирована каждая компетенция, сколько всего часов посвящено изучению данной дисциплины.

4. Раскрыть структуру каждой рассматриваемой компетенции.

5. Представить планируемые уровни сформированности компетенции - на пороговом уровне и на повышенном уровне.

Курсовая работа состоит из введения, шести глав, каждая из которых посвящена определенной компетенции, заключения и списка литературы.

студент психолог общекультурный компетенция

Основная часть

1. Характеристики компетенций

ОК-9

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» предусматривает, что выпускник должен обладать определенными общекультурными компетенциями (ОК).

Общекультурная компетенция ОК-9 предусматривает, что выпускник «способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания».

Под данной компетенцией понимается способность студентов применять методы теоретического и экспериментального исследования для достижения и построения научного знания.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется следующими обстоятельствами:

- необходимость формирования целостного миропонимания и научного мировоззрения студентов;

- требованием сформировать у выпускников вуза умение работать с большими потоками информации, применять методы математической обработки информации при проведении экспериментальных исследований;

- необходимостью овладения студентами общенаучными методами и приемами исследований как эмпирического, так и теоретического уровней.

Данная компетенция формируется в процессе изучения дисциплин циклов Б1, Б2 и Б3:

- философия;

- иностранный язык;

- математика;

- современные информационные технологии;

- анатомия и возрастная физиология;

- основы педиатрии и гигиены;

- практикум по современным информационным технологиям;

- курсовая работа по ПЦ;

- теория обучения и воспитания;

- история педагогики и образования;

- поликультурное образование;

- социальная педагогика;

- качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований;

- педагогическая психология;

- введение в психолого-педагогическую деятельность;

- педагогика;

- организация детского отдыха;

- психолого-педагогическое сопровождение развивающих образовательных программ.

То есть компетенция ОК-9 формируется у студентов при изучении 18 дисциплин.

Структура компетенции ОК-9:

Бакалавр знает

- основные методы математической обработки информации;

- методы эмпирического и теоретического исследования;

умеет

- умеет интерпретировать информацию, представленную в виде схем, диаграмм, графов, графиков, формул, таблиц;

- использовать эмпирические и теоретические методы исследований; методы обработки экспериментальных данных;

владеет

- методами математической обработки информации;

- навыками использования методов эмпирического и теоре...

Другие файлы:

Компетенции психологов образования согласно ФГОС ВПО третьего поколения
Характеристика профессиональной деятельности бакалавров по специальности "Психолого-педагогическое образование". Требования к результатам освоения осн...

Современные образовательные и информационные технологии в обучении рецептивным видам речевой деятельности на основе ФГОС основной школы
Основные составляющие речевой компетенции. Источники развития речевой и коммуникативной компетенции. Использование информационных и образовательных те...

Характеристика компетенций бакалавров – психологов образования
Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по профилю "Психолого-педагогическое образов...

Формирование информационной компетенции учащихся при изучении раздела "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
Понятия компетенции и компетентности в педагогике. Характеристика, цели и задачи формирования информационной компетенции учащихся при изучении общебио...

Интернет: возможности, компетенции, безопасность
Настоящее методическое пособие направлено на повышение цифровой компетентности школьных учителей и практических психологов, расширение их представлени...