Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование экологической культуры школьников на уроках общей химии

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Исследование сравнения состава и свойств щелочей и нерастворимых оснований. Изучение содержания и последовательности изложения темы "Основания" в школьном курсе химии. Составление уравнений реакций, характеризующих общие химические свойства щелочей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕЙ ХИМИИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ

1.1 Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы

1.2 Экологическое воспитание и образование школьников

Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ОСНОВАНИЯ. ЩЕЛОЧИ»

2.1 Основные задачи обучения по теме «Основания»

2.2 Содержание и последовательность изложения темы «Основания» в школьном курсе химии

2.3 Методика изучения химических свойств оснований

2.4 Cоставление уравнений реакций, характеризующих общие химические свойства щелочей (Алгоритм)

Глава III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

3.1 Развернутый урок по теме «Основания»

3.2 Применение опорных схем при преподавании темы «Кислоты, основания, соли в свете ТЭД»

Глава IV. ТЕСТЫ И ЗАДАЧИ ОБЩЕУЧЕБНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПО ТЕМЕ «ОСНОВАНИЯ»

4.1 Тестовые задания

4.2 Задачи по теме «Основания» экологического (практического) содержания

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВЫВОДЫ

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде. Он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонениях; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние. Однако сегодняшние выпускники школы слабо ориентированы в глобальных, в том числе экологических, проблемах сохранения здоровья человека и биосферы. Преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточна, развита потребность фактически участвовать в природоохранной работе. Многие отождествляют охрану окружающей среды и рациональное природопользование с охранением отдельных природных комплексов и редких видов растений и животных.

Постановка проблемы в данной дипломной работе особенно актуальна в связи с глобальным антропогенным вмешательством в биосферу, нарушением экологического, сложившегося в ходе развития планеты, равновесия. Сегодня темпы такого вмешательства несоизмеримы со способностью экосистемы планеты нивелировать его.

В настоящей работе выдвинута гипотеза: «Планомерное введение экологических сведений в учебный процесс позволит значительно облегчить процесс формирования экологической культуры учащихся на уроках химии».

Цель работы - проанализировать материал, приводимый в учебнике как с точки зрения методики его подачи, так и с экологической точки зрения, а также предложить свои разработки уроков, задач и тестов как обще учебного, так и экологического (практического) содержания.

Объект исследования - процесс экологического образования и воспитания школьников на уроках химии.

Предмет исследования - экологическое воспитание школьников в учебной деятельности.

В работе решались следующие задачи:

1. раскрыть сущность экологического образования и воспитания;

2. систему организации экологического воспитания;

3. наметить методику организации экологического воспитания школьников на уроках химии.

Метод исследования - комбинированный, включающий анализ психолого-педагогической и методической литературы проведение собственного эксперимента.

Глава I. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ

1.1 Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы

Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества.

Перед учителем химии, ведущим природоохранную работу, стоят следующие задачи:

· раскрытие единства неорганического и органического мира, влияние деятельности человека на окружающую среду и формирование на этой основе убежденности в необходимости бережного отношения к природе;

· раскрытие двойственной роли химической промышленности в отношении природы;

· вооружение школьников практическими умениями и навыками, позволяющими посильно участвовать в мероприятиях по защите природы [1].

Для химического образования в целом еще не решена проблема содержания экологических знаний. Химизация пронизала все сферы жизни. Ее последствия стали соизмеримы с природными явлениями глобального масштаба и это ставит вопрос о взаимодействии природы и общества. Цели разумного регулирования этих отношений должны быть доведены до сознания учащихся, а именно:

· продукты жизни общества должны полностью утилизироваться, не должны накапливаться и оказывать вредного воздействия на человека и окружающую среду;

· размеры годового потребления возобновляющегося природного сырья не должны превышать его годовой прирост;

· не возобновляющееся природное сырье должно использоваться экономно, комплексно, практически не давать отходов при переработке. Таковы научный и практический аспекты химического образования.

Воздействие на природу в целом, на ее структурные элементы осуществляется промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, которые влияют в различных направлениях:

1. Потребление химических веществ из природы.

2. Загрязнение природы отходами человеческой деятельности.

3. Появление в природе и, в частности, в биосфере новых высокоактивных химических соединений, выделенных из природных источников или синтезированных человеком.

Первое направление освещено в содержании курсов неорганической и органической химии, где рассматриваются природные соединения, как сырье для химической промышленности и других отраслей, в основе которых лежат химические процессы. Освещаются вопросы использования природных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов [2-З].

В целях развития и формирования знаний о загрязнении необходимо ввести такие понятия как «загрязнители», «источники загрязнения», «естественное и искусственное загрязнение», «санитарные нормы чистоты», «предельно допустимые концентрации веществ» (ПДК). Необходимо рассмотреть источники загрязнения. Важно показать учащимся, что решение проблем загрязнения - это совершенствование и создание новой техники и технологии, повышение выхода продукта и снижение образования отходов производства, создание оборотного водоснабжения, уменьшающего сток загрязненных вод, разработка систем утилизации отходов и переход на замкнутые технологические циклы. Следует также дать характеристику использования защитных зон, показать значение растений в процессах оздоровления атмосферы.

Развитие знаний о защитных мероприятиях необходимо продолжить при изучении производственных процессов, где важно раскрыть основные экологические принципы современного производства.

При изучении проблем охраны окружающей среды особая роль принадлежит химическому эксперименту важнейшей составной части школьного курса химии. Необходимо искать способы переработки отходов школьного химического эксперимента и включать этап переработки в качестве равноправного и неотъемлемого компонента во все без исключения школьные опыты. Под переработкой в данном случае понимается уничтожение веществ, их обезвреживание с последующим помещением во внешнюю среду или утилизация (повторное использование - прямо или косвенно - в учебном процессе).

Идея защиты среды при выполнении химического эксперимента в школе должна пронизывать все виды эксперимента во всех классах. Все они должны быть экологически чистыми, что важно осознать школьникам. Кабинет химии в школе уже не может рассматриваться как место учебы. Это «место действия», своеобразное «химическое производство», «выбрасывающее» вредные отходы и нуждающееся в реализации природоохранительных требований при выполнении эксперимента.

Только такой подход позволит сформировать экологически грамотное мышление, вырабатывает у школьников некий «рефлекс экологической чистоты» любого их действия. Рассматривая вопросы охраны окружающей среды, можно предложить учащимся химико-экологические вопросы и задачи. При их составлении рекомендуется придерживаться следующих методических требований:

1. Условия задач и результаты решения должны содержать п...

Другие файлы:

Формирование экологической культуры обучающихся на уроках географии
Общее понятие и содержание экологической культуры. Этапы экологического воспитания и формирования экологической культуры в курсе географии. "Экосистем...

Формирование экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр
Сущность экологической культуры, особенности ее развития в начальной школе. Виды игр и их роль в жизни ребенка. Разработка и проверка эффективности ко...

Изучение тувинского фольклора как средства формирования экологической культуры младших школьников
Психолого-педагогический и методической анализ содержания понятия "экологическая культура". Историко-этнографические аспекты тувинского фольклора как...

Экологическое образование как средство формирования основ экологической культуры младших школьников
Основы формирования экологической культуры. Возможности народной педагогики. Формирование и развитие эстетического отношения к природе у младших школь...

Формирование культуры общения на уроках информатики
Определение понятия и существующие концепции педагогической культуры. Формирование коммуникативных умений у школьников. Разработка и реализация технол...