Формирование творческого отношения к слову на уроках русского языка в начальной школе
Краткое сожержание материала:
23
Размещено на
Размещено на
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Курсовая работа
Тема: Формирование творческого отношения к слову на уроках русского языка в начальной школе
Специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»
Студент 4 «А» группы
Сердюкова Ольга Александровна
Руководитель: Котенко А.А.
Зерноград
2012
Введение
слово язык школьный лексика
Слово - важнейшая единица языка, носитель значения. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются и эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов и сочетаний, выстроенных в определённой последовательности. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора и более точного и выразительного оформления мысли.
Словарный состав языка, представляя определенную систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это дает - основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, изучаемый в нашем случае в I--IV классах.
Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.
Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования являются методические приемы активизации деятельности учащихся при формировании творческого отношения к слову.
Цель работы данного исследования представляет собой попытку выявить эффективные способы работы со словом для формирования творческого отношения к слову у младших школьников.
Гипотеза: Формирование творческого отношения к слову на уроках русского языка в начальной школе будет эффективным, если:
o учитель целесообразно проводит работу со словом на уроках русского языка в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
o будет использовать требования ФГОС на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать лингвистическую литературу по проблеме.
2. Определить характеристику лексики с точки зрения активного и пассивного словарного состава.
3. Рассмотреть образные средства языка.
4. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста с точки зрения восприятия языковых норм.
5. Проанализировать передовой педагогический опыт педагогов-практиков по проблеме «Формирование творческого отношения к слову».
Для решения поставленных задач использованы следующие научно - исследовательские методы:
а) лингвистические (описательный, функциональный)
б) методические (изучение и обобщение опыта работы).
Глава I. Теоретические основы вопроса формирования творческого отношения к слову на уроках русского языка.
1. Слово как единица лексической системы языка
Слово по своей лингвистической природе - сложная, многогранная, разноплановая единица языка.
Рощина Л.М считает, что очевиден присущий слову дихотомизм - легко вычленяемая двусторонняя исконная сущность: с одной стороны, материальное звуковое оформление, с другой - одинаково понимаемый носителями языка, общественно закрепленный за словом смысл. Однако определить слово только как языковой элемент, состоящий из ряда звуков, обозначающих то, или иное понятие, - значит изолировать его от системы языка в целом.[16; 78].
Учитывая сложность и многоплановость структуры слова, современные исследователи при его характеристике используют т.н. многоаспектный тип анализа, т.е. указывают на сумму самых разных языковых признаков:
1) фонетическую оформленность и наличие одного ударения;
2) лексико-семантическую значимость слова и его способность выражать понятие у слов знаменательных;
3) его отдельность и непроницаемость;
4) идиоматичность (немотивированность называния или неполную его мотивированность);
5) отнесенность к тем или иным частям речи. Удачным представляется краткое определение, предложенное Розенталь Д.Э: «Слово - это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью и идиоматичностью». [15; 44].
Обозначая предмет, явление, признак, действие и т.д., выражая понятие о них, слово выполняет основную свою функцию - функцию называния, или номинативную (от лат. nomen - «имя»), которая позволяет выделить предмет (явление, признак, действие) из ряда подобных или множества других разнообразных предметов, или денотатов. В русском языке не все слова называют какое-то понятие. Например, междометия, модальные слова, союзы, предлоги, частицы, а также в какой-то мере местоимения и имена собственные прямо не называют понятий, т.е. не связаны с ними непосредственно.
Значение имеют все слова. Только у одних оно прямо связано с понятием и они являются интеллектуально, или понятийно, полнозначными (с учетом грамматической роли их называют также словами знаменательными). Эти слова обладают и лексическим, и грамматическим значением. У других слов такая функция отсутствует, им не свойственна непосредственная соотнесенность с предметом. Подобные слова (междометия, модальные слова, предлоги, союзы, частицы) являются как бы понятийно неполнозначными (в грамматике последние три группы слов называют служебными). Они тоже обладают и лексическим, и грамматическим значениями, но в их семантической структуре преобладающим оказывается выражение волевых побуждений, чувств, отношения к действительности и т.д. или указание на связь между полнозначными словами, а не прямое, непосредственное соотношение с логическим понятием. В значение слова могут включаться и оценочно-экспрессивные элементы, и грамматические признаки, и контекстуально-стилистические ассоциации.
Лексическим значением слова является, по определению В.В. Виноградова, его «предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка». [3; 98].
Прудникова А.В. полагает, что значение слова - понятие историческое. Оно не остается неизменным, в его содержании находят отражение те существенные признаки, которые характерны для каждого периода развития лексики, непосредственно связанного с внеязыковой действительностью. Историческую судьбу развития значения слова с большей или меньшей точностью и полнотой отражают толковые словари. В них последовательность расположения толкования значений нередко указывает на процесс развития слова: сначала дано значение в современном понимании и далее следуют те значения, которые претерпели изменения. [14; 74].
Таково в общих чертах содержание понятия слова как единицы лексической системы языка.
Все слова языка составляют лексический пласт языка, который можно рассматривать с различных точек зрения.
Исследуемая нами тема, предполагает, прежде всего, работу с той частью лексики, которая активно используется носителями языка в повседневном общении.
Обратимся к рассмотрению вопроса о лексике с точки зрения активного и пассивного состава.
2. Характеристика лексики с точки зрения активного и пассивного словарного состава
Словарный состав языка подвержен различным изменениям. Эти изменения выражаются не только в том, что лексика русского языка непрерывно обогащается за счет внутренних ресурсов и иноязычных заимствований, но и одновременно переключает в пассивный запас отдельные группы слов, которые устаревают и постепенно выходят из общенародного употребления. Поэтому в языке всегда сосуществуют активная и пассивная лексика.
По мнению Денисова П.Н., к активной лексике относятся все общенародные слова, значения которых понятно всем говорящим на русском языке: земля, человек, бежать, работа, красивый и многие другие. Кроме того, в активный запас входит некоторое количество слов из различных пластов специальной лексики. Так, в результате широкого распространения образования активно используются многие лингвистические, физические, математические, медицинские, философские и политические термины (грамматика, суффикс; атом, радиоактивность; идеология, депутат и др.). [8; 55].
Заимствования (слова, реже синтаксические и фразеологические обороты) адаптируются в русском языке, про...
Формирование пунктуационного навыка у учащихся младших классов на уроках русского языка в повышении грамотности
Содержание работы по усвоению пунктуационных знаний, умений и навыков младших школьников, предусмотренной разными программами обучения русскому языку...
Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Проблема организации словарной работы Методика словар...
Орфоэпические минутки на уроках русского языка и чтения в начальной школе
Пособие знакомит с методикой поэтапного изучения орфоэпических норм на уроках русского языка и чтения в начальной школе. Предлагает научиться зримо пр...
Формирование текстовых умений на уроках русского языка в 4 классе
Понятие и основные виды текстов, характеристика их признаков и особенности восприятия младшими школьниками. Программные требования к текстовым умениям...
Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе
Методика и особенности преподавания русского языка в начальной школе, содержание и анализ действующей программы. Возможности использования орфографиче...