Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование пунктуационных навыков у младших школьников

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Лингвистические основы методики обучения пунктуации младших школьников. Возможности современных программ и учебников по русскому языку. Основные упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, методические рекомендации работы с ними.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы методики обучения пунктуации младших школьников

1.1 Лингвистические основы методики обучения пунктуации в начальных классах

1.2 Пунктуация, как особый раздел языкознания

1.3 Принципы русской пунктуации

Глава 2. Проблемы формирования пунктуационных умений младших школьников в практике современной начальной школы

2.1 Возможности современных программ и учебников по русскому языку для организации работы над пунктуацией в начальных классах

2.2 Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

2.3 Методические рекомендации

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Актуальность данной работы объясняется тем, что формирование функциональной грамотности является одной из основных задач уроков русского языка в начальной школе учащихся. Программа обучения русскому языку предусматривает огромную работу над формированием грамотного письма учеников, над их связной речью. Чего нельзя сказать о пунктуации. Внимание учащихся начальной школы почти не акцентируют на этом разделе русского языка. Вместе с тем, учащимся начальных классов приходится постоянно иметь дело со знаками препинания, как в процессе чтения книг, так и при оформлении письменных работ. Кроме того, огромно значение знаков препинания при формировании навыка выразительного чтения младших школьников. Человека, владеющего навыком выразительной речи, приятно слушать, ему же самому легко выражать свои мысли и чувства. Умение грамотно расставлять знаки препинания облегчает письменное общение. Все эти умения можно объединить и назвать - пунктуационными навыками. Так как пунктуация тесно связана с синтаксисом - разделом языкознания, который изучается главным образом в средней и старшей школе, задачей начальной школы является: учить детей внимательно относиться к знакам препинания, познакомить их с простейшими пунктограммами, формировать на практическом уровне элементарные пунктуационные умения. Вопросы формирования пунктуационных умений учащихся рассматриваются в трудах Т.Г. Рамзаевой, М.Т. Баранова, Г.И. Блинова, Л.Т. Григорян, Л.С. Трегубовой, и др. В методических исследованиях содержится характеристика пунктуационных умений, указывается на важность знакомства с обращением и знаками препинания при обращении уже на начальной ступени обучения. В трудах учёных-методистов основной акцент делается на обучение пунктуации в средней школе. Недостаточная разработанность проблемы обучения пунктуации применительно к начальной школе, низкий уровень пунктуационной грамотности учащихся определили выбор темы исследования и ее актуальность.

Объект исследования - процесс формирования пунктуационных умений младших школьников.

Предмет исследования - методические условия, способствующие эффективному формированию представлений учащихся о правилах пунктуации.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить теоретические основы методики обучения пунктуации младших школьников.

Выявить возможности современных программ и учебников по русскому языку для организации работы по формированию пунктуационных умений младших школьников.

Выработать методические рекомендации для работы над пунктуацией на уроках русского языка в начальной школе.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, лингвистической, методической литературы; анализ и сравнение программ по русскому языку для начальной школы.

Эмпирические методы: наблюдение за деятельностью учителя, беседа с ним, анализ продуктов деятельности учащихся.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы: 42 страницы.

Глава 1. Теоретические основы методики обучения пунктуации младших школьников

1.1 Лингвистические основы методики обучения пунктуации в процессе обучения русскому языку

Для методики обучения учеников младших классов правилам пунктуации являются исходные положения о языке как средстве общения, о речи, складывающейся из звуков, слов, словочетаний и предложений. Содержание и характер изучаемого материала в начальных классах определяются прежде всего наукой о языке. «Наша методика отнюдь не утрачивает интереса к лингвистике, - писал А.В.Текучев, - а, наоборот, всеми доступными средствами стремится осуществить важнейший принцип современной методики, согласно которому характер методики, как и применение отдельных методических приемов, должен определяться содержанием преподаваемого предмета». Для методики преподавания русского языка в начальной школе первостепенное значение имеют исходные положения языкознания о языке как общественном явлении, как о средстве общения, как об определённой системе, включающей в свой состав звуки, слова, словосочетания, предложения, из которых складывается речь.

Для определения лингвистических основ методики преподавания пунктуации в начальной школе, были изучены и проработаны труды таких ученых, как В.В. Виноградов, Т.Г. Рамзаева, В.В. Бабайцева, П.А. Лекант, И.П. Сусов и др. Важным для методики обучения пунктуации младших школьников является учет системы работы над предложением. Систематическая работа над предложением является надежной базой для прогнозирования типичных устойчивых ошибок правописании учащихся, позволяет наметить стратегию предупреждения и преодоления допущенных ошибок, способствует более рациональной организации языкового материала в целях повышения качества обучения. Вся эта работа в конечном итоге создает прочную лингвистическую базу для методики обучения учеников начальной школы правилам пунктуации. В настоящие время науке о языке известны несколько подходов к изучению предложения: одни рассматривают его как синтаксическую единицу, другие с точки зрения лингвистических признаков. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в разных конфигурациях: логическом, психологическом, формально-грамматическом. Представителям первого направления является Ф. И. Буслаев. Он определял предложение как "суждение, выраженное словами", полагая, что в языке находят свое точное отражение и выражение логические категории отношения. Одним из представителей психологического направления является А.А. Потебня, исходя из утверждения, что "грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением", рассматривал предложение как выражение в словах психологи. Основоположник формально-грамматического направления - Ф.Ф. Фортунатов, изучал предложение как один из видов словосочетания. Члены предложения представителями этого направления характеризовались как части речи. А.А. Шахматов - великий русский лингвист, охарактеризовал предложение по признакам: предложение имеет грамматическую основу, оно является высказыванием о предмете речи: сообщение, побуждение, вопрос - разновидность высказывания, предложение является единицей общения, оно характеризуется интонационной законченностью. Также он разделил предложения на простые и сложные (по количеству грамматических основ). Д.Э. Розенталь определял предложение как минимальную единицу человеческой речи, представляющую собой грамматическое соединение слов (или одно слово), обладающие известной смысловой и интонационной законченностью. По его мнению, предложение соотносительно с логическим суждением, однако, не тождественно ему: предложение может выражать вопрос, побуждение, восклицание, утверждение. В.В. Бабайцева рассматривает предложение как синтаксическую единицу, а также делит его на разные уровни организации: грамматическую структуру представляет предикативная основа предложения (подлежащие и сказуемое), семантическую структуру - компоненты, выражающие значение субъекта и его предиката, действия, коммуникативную структуру. Поэтому типология предложения делится на основании учета разных признаков - содержательных, функциональных, структурных. П.А. Лекант называет предложение коммуникативной единицей, то есть функцией сообщения, а также рассматривает подробно каждый тип предложения по цели высказывания. По его мнению специфическим признаками предложения, отличающими его от других единиц языка, является предикативность и интонация. Таким образом, он рассматривает две эти составляющие совместно с общим понятием предложения и не разделяет их. В.В. Сусов считает, что синтаксис имеет дело с единицами конструктивными, которые строятся каждый раз, в каждом отдельном речевом акте заново: а) с использованием конструктивных средств соответствующего языка; б) применительно к данному, конкретному положению дел, о котором предполагается сообщить. в) применительно к данному, конкретному коммуникативному акту, к его прагматическому контексту, включающему в себя автора высказывания и его адресата (или адресатов), места, времени и условий высказывания».

Итак,учитывая все рассмотренные признаки и характеристики предложения как синтаксической единицы, можно придти к выводу, что предложение- это многоаспектное явление, которое является единицей синтаксиса, а также это единица сообщения. Предложение содержит повествующее высказывание о чем-либо, обладающие главными значениями - предикативности и построения по определенному грамматическому образцу. Конец предложения в устной речи показывается интонацией, а в письменной...

Другие файлы:

Формирование трудолюбия у младших школьников в семье
Трудовое воспитание как педагогическая проблема. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Формирование навыков труда у м...

Формирование пунктуационного навыка у учащихся младших классов на уроках русского языка в повышении грамотности
Содержание работы по усвоению пунктуационных знаний, умений и навыков младших школьников, предусмотренной разными программами обучения русскому языку...

Формирование фонетических навыков у младших школьников на уроке английского языка на начальном этапе обучения
Необходимость формирования фонетических навыков у младших школьников. Специальные упражнения, игры как способы формирования фонетических навыков. Испо...

Изучаем знаки препинания. 2-4 классы.
М.: 2012. - 48 с. Пособие направлено на формирование и закрепление у учащихся начальных классов пунктуационных навыков. Школьники смогут отраб...

Диагностика речевых и неречевых навыков у младших школьников
Становление навыков чтения и письма в норме. Характеристика основных нарушений чтения и письма у младших школьников. Диагностика и выявление состояния...