Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе индивидуализации и дифференциации обучения химии в основной общеобразовательной школе

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Содержание понятий "индивидуализация" и "дифференциация" обучения. Комплексная педагогическая диагностика как основа индивидуализации и дифференциации обучения химии. Отбор видов учебно-познавательной деятельности. Проведение опытно-поисковой работы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

§1. Содержание понятий «индивидуализация» и «дифференциация» обучения

§2. Психолого-педагогические основы индивидуализации и дифференциации обучения

§3. Методические аспекты индивидуализации и дифференциации обучения химии

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

§1. Комплексная педагогическая диагностика как основа индивидуализации и дифференциации обучения химии

§2. Отбор содержания и видов учебно-познавательной деятельности при индивидуализации и дифференциации обучения химии

§3. Мониторинг сформированности познавательных УУД

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ

§1. Постановка цели и организация опытно-поисковой работы

§2. Проведение опытно-поисковой работы

§3. Анализ результатов опытно-поисковой работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время происходит внедрение федерального государственного образовательного стандарта. Данный стандарт ориентирован на общемировые тенденции в области педагогики и психологии, заключающиеся в таком изменении целей и содержания обучения, при котором на первый план выходит формирование личностных качеств учащихся и максимально полное раскрытие творческого и общекультурного потенциала ученика. Т.о., на качественном уровне акцент образования сместился, со ставших привычными ЗУН, в сторону выделения и поддержки таких качеств личности, которые позволяют сформировать социально-эффективного индивидуума. Одной из главнейших задач стоящих перед системой общего образования в данный момент является формирование у учащихся универсальных учебных действий, ориентация на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающая такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Среди подходов к реализации приведенных положений гос. стандарта важнейшим и наиболее естественным является индивидуализация обучения.

Учебный предмет «Химия» обладает широкими дидактическими возможностями для развития индивидуальных особенностей учащихся в образовательном процессе и формирования познавательных универсальных учебных действий. К их числу можно отнести: социально-практическую значимость содержания учебного предмета «Химия», дифференциацию учащихся в обучении, модульное построение и вариативность структуры содержания химико-технологического образования, разнообразие видов деятельности исследовательского и проектного характера, практическую направленность содержания обучения, которая реализуется на основе практических форм и методов организации занятий, а также во внеурочное время.

Разработка методики индивидуализации обучения химии для формирования познавательных универсальных учебных действий потребовала уточнения ее психолого-педагогических и методических предпосылок.

Проблема индивидуализации и дифференциации обучения освещена в работах А.А. Бударного, Н.Э. Гронлунда, Е.Я. Голанта, А.А. Кирсанова, Н.С. Пурышевой, Е.С. Рябунского, Г.К. Селевко, А.П. Тряпициной, И.Э. Унт, А.В. Хуторского и др. В них исследованы зарубежный опыт индивидуализации и дифференциации обучения, выделены особенности учащихся, которые необходимо учитывать при индивидуализации учебной деятельности, факторы, стимулирующие ученика к этой деятельности.

Проблеме формирования универсальных учебных действий посвящены работы Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова и др. В данных публикациях на основе системно-деятельностного подхода выдвинута концепция развития универсальных учебных действий как ключевой компетенции учащегося.

Анализ методической литературы, результатов диссертационных исследований, практики работы образовательных учреждений показал, что исследуемая проблема является активно обсуждаемой на современном этапе развития методики обучения химии и формирования познавательных универсальных учебных действий.

Анализ теории обучения химии, требований ФГОС и практики работы общеобразовательных учреждений позволил выделить следующие противоречия и несоответствия:

с на социально-педагогическом уровне -- между декаларируемой необходимостью учета индивидуальных образовательных потребностей личности в процессе обучения и недостаточной ориентацией системы общего образования на их удовлетворение;

с на научно-педагогическом уровне -- между необходимостью индивидуализации обучения, формированием универсальных учебных действий в основной общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью теории, использовании которой позволит обеспечить личностно значимую учебно-познавательную деятельность учащихся в процессе обучения;

с на научно-методическом уровне -- между необходимостью использования дидактического учебного предмета «Химия» для индивидуализации обучения школьников и отсутствием методики создания и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих удовлетворить образовательные потребности учащихся, сформировать познавательные универсальные учебные действия, повысить уровень химико-технологической подготовки.

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование индивидуализации обучения химии как средства формирования познавательных УУД в основной общеобразовательной школе.

Объект исследования - процесс обучения химии в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - индивидуализация обучения химии как средство формирования познавательных УУД у учащихся основной школы.

Гипотеза исследования. Наиболее эффективно формирование познавательных УУД происходит если:

· обучение происходит в такой обучающей среде, где ученик является полноправным участником образовательного процесса, ему предоставлена возможность планировать свои достижения, определять содержание, средства и темп обучения, принимать участие в формировании шкалы оценки учебных достижений.

· индивидуализация обучения осуществляется посредством уровневой дифференциации методами модульно-рейтинговой технологии обучения.

Задачи исследования.

· Провести анализ научно-методической литературы по проблемам индивидуализации и дифференциации обучения химии, проблемам формирования познавательных УУД.

· Определить форму и методику индивидуализации обучения химии, оптимальную для формирования и диагностики познавательных УУД.

· Предложить критерии, показатели и основания для дифференциации.

· Провести отбор материала на основе индивидуальных особенностей учащихся

· Разработать методику диагностики уровня сформированности познавательных УУД в 8-9 классах основной общеобразовательной школы.

· Провести опытно-поисковую работу с целью отработки методики мониторинга познавательных УУД в 8-9 классах основной общеобразовательной школы.

Теоретико-методологической основой исследования явились научно-педагогические и методические работы в областях: теория деятельности (Л.С. Выготский; П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкатистый, С.Л. Рубинштейн); педагогической диагностики (Е.С. Заир-Бек, П.В. Зуев, К. Ингекамп, Г.А. Карпова); дифференциации и индивидуализации обучения (А.А. Бударный, А.А. Кирсанов, И.М. Осмаловская, Н.С. Пурышева, Е.С. Рябунский, А.П. Тряпицина, И.Э. Унт).

Логика исследования включала следующие этапы: изучение психолого-педагогической, учебной и научно-методической литературы по исследуемой проблеме; обоснование цели, задач исследования и выдвижение гипотезы; выявление путей реализации поставленых задач; разработку теоретических положений и создание методики обучения химии и формирования познавательных универсальных учебных действий; организацию и проведение опытно-поисковой работы, количественный и качественный анализ ее результатов.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Поставлена и решена задача индивидуализации и дифференциации обучения химии на основе модульно-рейтинговой технологии с элементами проектной деятельности, позволяющих максимально удовлетворить образовательные потребности учащихся, сформировать познавательные универсальные учебные действия.

2. Теоретически обоснована и разработана методика индивидуализации обучения, основными компонентами которой являются: проведение комплексной педагогической диагностики учащихся; формулирование цели обучения, анализ и отбор содержания учебного материала, определение внешкольной обучающей среды и соответствующих видов учебно-познавательной деятельности; комплексная оценка учебных достижений.

3. Предложена комплексная педагогическая диагностика, основанная взаимодействии субъектов образовательного процесса, проведение которой позволит выявить значимые компоненты, лежащие в основе индиивидуализации обучения химии.

Практическая значимость исследования заключается в разработки методики оценивания уровня сформированности познавательный универсальных учебных действий. Даны методические рекомендации по созданию и интеграции в модульную технологию тестовых...

Другие файлы:

Организация индивидуализированного обучения устно-речевому аспекту английского языка в 7 классе средней общеобразовательной школы
Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации процесса обучения. Типология индивидуализированных упражнений в технологиях обучения английскому...

Дидактическая игра как средство универсальных учебных действий
Психологические особенности младшего школьника и формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка. Классификация ди...

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения
Особенности развития универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста. Реализация успешного систематического обучения, формирование универс...

Формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии
Сущность и формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действи...

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
Понятие универсальных учебных действий, их виды. Формирование универсальных учебных действий как предпосылка дальнейшего успешного систематического об...