Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование поведения школьников при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность содержания и основные причины вынужденного автономного существования в природе. Задачи обучения выживанию в вынужденном автономном существовании в природной среде. Методика обучения учащихся правилам поведения в природной среде на уроках ОБЖ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Шадринский государственный педагогический институт

Факультет физической культуры

Кафедра теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности

Курсовая работа

по теории и методике безопасности жизнедеятельности

Формирование поведения школьников при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ

Исполнитель: студент о/о

группы 474 Вахтомин И.В.

Научный руководитель:

ст.преподаватель Зырянова Н.Н.

Шадринск, 2011

Оглавление

Введение

Глава 1. Вынужденное автономное существование в природе как педагогическая проблема

1.1 Сущность содержания понятия «вынужденное автономное существование» человека в природе

1.2 Основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе

Глава 2. Формирование поведения школьников при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ

2.1 Задачи обучения выживанию в вынужденном автономном существовании в природной среде

2.2 Обучение учащихся правилам поведения при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Человек - частица природы, неразрывно связанная с ней, с ее законами и «капризами». Деятельность человека строго подчинена изменениям, происходящим в природной среде. Являясь уникальным творением природы, благодаря своим возможностям, человек создал себе искусственный мир в природной среде и большую часть своей жизни проводит среди привычных ему с рождения вещей.

Пользуясь достижениями цивилизации, он привыкает к ним, забывая о том, что все это создано самим де человеком и без его труда просто отмирает, становясь «мусором» в природной среде. Условия существования человека в искусственно созданном им мире (город, село) резко отличаются от природных. Оказавшись один на один с природой, оторванный от людей, лишенный возможности просить помощи или совета, неподготовленный человек попадает в экстремальную ситуацию - возникает угроза его жизни и здоровью.

Автономное существование - наиболее опасная экстремальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природой, как правило, возникает неожиданно и вынужденно.

Автономное существование человека в природе, какие бы причины к нему не привели, всегда оказывает серьезное влияние на его состояние, вежде всего потому, что в повседневной жизни мы привыкли к определенным законам, хорошо нам знакомым.

Однако в ситуации одиночества или групповой изоляции человек вынужден действовать в нескольких направлениях: оказывать медицинскую помощь, строить укрытия, принимать решения и т.д.

Все это может вызвать неуверенность в себе: не хватает специальных навыков; человек, поддавшийся панике, не в состоянии определить первоочередность стоящих перед ним задач и правильно распределить время.

Экстремальные ситуации - не такие редкие, поэтому необходимо отрабатывать правила поведения в них.

Ведущее место в реализации этой проблемы занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является формирование у обучающегося сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных условиях, экстремальных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни в условиях, а также при оказании помощи пострадавши.

Таким образом, цель нашего исследования - раскрыть особенности формирования поведения школьников при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ

Объект исследования - вынужденное автономное существование в природной среде.

Предмет исследования - обучение поведению в вынужденном автономном существовании в природе на уроке основы безопасности жизнедеятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность содержания понятия «вынужденное автономное существование» человека в природе.

2. Выявить основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе.

3. Определить задачи обучения выживанию в вынужденном автономном существовании в природной среде.

4. Раскрыть особенности обучения учащихся правилам поведения при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ.

Теоретико - методологическая база исследования взгляды ученых на значение безопасного поведения в природной среде и проблемы его формирования (В.Г. Волович, В.А. Квартальнов, Л.Е. Куприна, Ю.С. Маслов, Ю.С. Константинов, Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков, Ю.А. Штюрмер и др.); методические положения системы подготовки школьников к безопасному поведению в условиях вынужденного автономного существования в природе (Латчук В.Н, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хамбер и др.).

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ программно-нормативных документов.

Структура работ: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, 3 приложений. Список литературы включает 29 библиографический источник.

Глава 1. Вынужденное автономное существование в природе как педагогическая проблема

1.1 Сущность содержания понятия «вынужденное автономное существование» человека в природе

Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.

Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью [29, c.6].

Нередко случается так, что человек оказывается по воле случая один на один среди дикой природы, «выпадает» из привычных условий проживания, лишается привычного образа жизни. Трудно представить себе, как поведет себя человек в дали от цивилизации, например, в безлюдной местности, непроходимом лесу или тундре, океане или пустыне. В этом случае у него возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях. Под термином «выживание» понимают активную деятельность человека, направленную на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях [25, c. 32].

В научно методической литературе рассматривается несколько определений автономное существование:

Автономное существование - это продолжительное существование одного или групп людей без пополнения запасов и без связи с внешним миром.

Автономное существование - наиболее опасная экстремальная или аварийная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причем помощь извне проблематична [25, c.35].

Автономное существование человека в природе - это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным [7, c. 5].

Добровольная автономия - это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия - это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию...

Другие файлы:

Влияние использования нестандартного оборудования на формирование интереса младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Применение нестандартного оборудования на уроках физической культуре, влияние на формирование интереса у младших школьников. Методика организации дете...

Формирование познавательных интересов на уроках чтения у младших школьников через произведения М. Пришвина
Рассмотрение причин возникновения у школьников трудностей при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения интеллектуальных сил. Исп...

Методы формирования интереса к музыке у младших школьников
Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки. Формирование интереса к народной музыке. Информационные технологии на уроках к...

Методика развития экспериментально-исследовательских умений школьников на уроках учебного предмета "Окружающий мир"
Исследовательская деятельность младших школьников как творчество. Особенности процесса формирования умений и навыков ребенка. Методика проведения опыт...

Формирование учебной мотивации школьников
Развитие мотивационной сферы младших подростков при переходе со ступени начального общего образования на основную. Формирование учебной мотивации школ...