Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование основ экономической культуры дошкольников

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Педагогические условия формирования нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания. Трудовое воспитание в системе экономического образования дошкольников. Критерии, показатели и уровни экономической воспитанности детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

Курсовая работа

Формирование основ экономической культуры дошкольников

Работа выполнена:

студенткой 3 курса

Группы ДПП-09-01

Голикова К. И.

Научный руководитель

Профессор Богомолова М. И.

Ульяновск, 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Теоретические подходы в экономическом воспитании

1.2 Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания

1.3 Трудовое воспитание в системе экономического образования дошкольников

1.4 Средства, формы и методы экономического воспитания детей

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

2.1 Определение уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста

2.2 Педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

2.3 Результаты проведенной работы по повышению уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность проблемы и темы исследования: в современном обществе наблюдаются стремительные изменения в разных сферах, в частности, в экономике страны. В условиях нового механизма хозяйствования человек должен самоидентифицироваться и самоактуализироваться.

Это ставит его перед необходимостью обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. Требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной и применительно к дошкольному возрасту, поскольку ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги.

Дефицит в области экономической подготовки детей и взрослых в нашей стране обнаружились совсем недавно.

Перестройка социально-экономической жизни, попытки перехода к рыночной экономике потребовали экономических знаний, соответствующей экономической культуры. Чтобы восполнить этот пробел, необходимо было ввести предмет «экономика» на всех уровнях образования и создать соответствующие учебные пособия.

Проблема исследования: как влияет на уровень экономической воспитанности старших дошкольников специально созданные педагогические условия по повышению уровня экономической воспитанности старших дошкольников.

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть смысл и значение экономического воспитания старших дошкольников, определить и экспериментально проверить уровень экономической воспитанности старших дошкольников до проведения специально организованной работы по повышению уровня овладения экономическими знаниями и после нее.

Гипотеза: процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет успешен, если педагогическими условиями выступают:

· Наличие в воспитательно-образовательном процессе целостной модели экономического воспитания детей, включающей в себя системообразующие звенья: цель, содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат;

· Создание воспитывающей среды, направленной на формирование таких качеств личности как бережливость, ответственность, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;

· Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в экономическом воспитании детей.

Задачи исследования:

· Изучить состояние проблемы экономического воспитания в историко-педагогической и научно-методической литературе;

· Определить педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

· Выявить критерии, показатели и уровни экономической воспитанности детей.

Теоретической базой экономического воспитания дошкольников являются, прежде всего, исследования в области нравственного и трудового воспитания дошкольников В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Л.А. Пеньевской, Т.А. Марковой, Г.Н. Годиной, В.И. Логиновой, Д.В. Сергеевой и др.

В последние годы появились работы, посвященные экономическому воспитанию дошкольников, таких как А.Д. Шатова, О.И. Меньшикова, М.Ю. Стожарова и др.

В работе использованы следующие положения программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»:

· Личность развивается в деятельности;

· Базовой деятельностью человека является труд;

· Сущность экономического воспитания - формирование разумных потребностей и бережного отношения к окружающему.

Объект исследования - процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования - формирование основ экономической культуры дошкольников.

Методы исследования:

· Изучение и анализ педагогической и методической литературы по данной проблеме;

· Изучение передового педагогического опыта;

· Анализ программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· Анкетирование;

· Беседа.

Структура и объем курсовой работы состоит из:

- введения;

- двух глав;

- заключения,

- списка литературы, использованной при написании работы;

- приложения.

Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Теоретические подходы в экономическом воспитании

Экономическое воспитание - еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.

В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался - не было в этом необходимости.

В настоящее время возникли новые ценности, а прежние утратились, по-иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее - он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя. Но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать…

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.

Не всегда оправдано, но за экономическое воспитание дошкольников сейчас принимаются многие, допуская, видимо, что это очень просто. Ведь нельзя не согласиться с тем, что, как и любая другая отрасль знаний, экономика требует определенной подготовки, чтобы правильно интерпретировать экономические категории и понятия, а затем им обучать своих учеников.

Нередко экономика подменяется:

· арифметикой (например, Маша пошла в магазин и купила хлеб за 7 рублей, конфет на 3 рубля. Сколько денег потратила Маша? Здесь бы следовало обратить внимание на то, что Маша, покупая хлеб и конфеты думала о том, какой продукт нужно купить, чтобы он был выгоден и по цене, и по качеству);

· ботаникой (например, эксперимент с выращиванием овощей на дачном участке и с тем, какой урожай получается в зависимости от качества ухода за растениями и какой доход от этого может получить семья);

· в какой-то степени, географией («Красная шапочка спрашивает «Каким видом транспорта можно добраться до моей бабушки?» Можно, конечно и этот маршрут определить, но при этом по...

Другие файлы:

Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности
Состояние и развитие проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников. Цель, задачи и организация опытно-поисковой работы по...

Формирование основ экономической культуры у младших школьников
Обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры мла...

Формирование культурного поведения у дошкольников
Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. Основные психологические механизмы мотивации просоциальн...

Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества
Теоретические основы формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей. Педагогические условия формирования...

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Анализ проблемы нравственного развития дошкольников: сущность дисциплинированности и культуры поведения, методические основы ее изучения. Эффективност...