Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование новой модели человека в педагогической мысли Европы XV-XVI веков

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Описание жизни и деятельности Витторино да Фельтре, традиция ренессансного воспитания в "Доме радости". Формирование концепции "ренессансного человека" как итога педагогической практики Европы XV-XVI веков. Педагогический процесс по Э. Роттердамскому.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

63

министерство образования и науки российской федерации

федеральное Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Государственная академия славянской культуры»

Филиал ФГБОУ ВПО «ГАСК»

Кафедра теории и истории культуры

Дипломная работа

Формирование новой модели человека в педагогической мысли Европы XV-XVI веков

студента V курса

специальности «Культурология»

Габлиной Алены Сергеевны

Научный руководитель

Журавская Анастасия Александровна

к.ф.н., доцент

Тверь 2014

Оглавление

Введение

Основная часть

Глава 1. «Ренессансный человек» как итог педагогической практики Витторино да Фельтре

1.1 Жизнь и деятельность Витторино да Фельтре

1.2 Традиция ренессансного воспитания в "Доме радости"

Глава 2. Формирование концепции человека в трудах Мишеля Монтеня

2.1 Мишель Монтень и его "Опыты"

2.2 Монтень о воспитании

2.3 Идеал человека у Монтеня

Глава 3. Формирование личности и педагогической процесс по Эразму Роттердамскому

3.1 Эразм Роттердамский: жизнь и сочинения

3.2 Эразм о воспитании и образовании

3.3 Образ государя как модель человека в трудах Эразма

Заключение

Список литературы

Введение

Тема данной дипломной работы «Формирование новой модели человека в педагогической мысли Европы XV--XVI вв.» Данная тема обладает определенной актуальностью, так как в отечественной и зарубежной гуманитарной науке сохраняется интерес к изучению культуры эпохи Возрождения, ее системе ценностей, картине мира и, что наиболее важно в данном случае, модели человека, сформировавшейся в этот период.

Актуальность данной темы в том, что история педагогики эпохи Возрождения на современном этапе развития человеческого общества актуально и отвечает духу времени. Эта актуальность проявляется в установлении связей между эпохами, в разностороннем изучении педагогического наследия Возрождения, как преемника античности и предшественника нашего времени. Развитие педагогического знания невозможно без всестороннего анализа его исторических предпосылок. Гуманистические идеалы Возрождения доказали свою значимость и непреходящую ценность. И поэтому для развития педагогики, понимания ее проблем и перспектив, необходимо изучать труды прошлого с современной точки зрения.

Об актуальности темы и интересе к ней в научном сообществе говорит тот факт, что в 22-24 октября 2012 г. на базе исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова была проведена международная конференция «Воспитание и образование в эпоху Возрождения». Также в последнее время были сделаны переиздания сочинений Эразма Роттердамского Роттердамский Э. Воспитание христианского государя / Эразм Роттердамский. - М., 2001. - 368 с. и Мишеля Монтеня Монтень М. Опыты. - М: Рипол Классик, 20089. - 2672 с. . Издание сборника источников, посвященных жизни и деятельности Витторино да Фельтре Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников. - М: РОССПЭН, 2007. - 264 с. .

Об интересе к изучению идей данных авторов говорит и то, что в европейской науке в последние несколько лет появились публикации, в которых анализируются идеи и влияние Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня. Это такие работы, например, как статья D. Knox Knox D. Erasmus' "De civilitate" and the religious origins of civility in Protestant Europe // Arch. fur Reformationsgeschichte. - Gutersloh, 1995. - Jg. 86. - P. 7-55, в которой описывается значение сочинения Эразма Роттердамского "De civilitate" для религиозного воспитания в протестантских школах того времени, статья V.K. Pranjic «Erasmi Roterodami echo and reception in Croatia» Pranjic V.K. Erasmi Roterodami echo and reception in Croatia // Russ. lit. - Amsterdam, 1995. - Vol. 37, N 4. - P. 587-602 ., в которой отмечается большое влияние идей Эрамзма на систему образования XVI в. Также можно упомянуть в этой связи работы авторов C. Asso Asso C. Erasmo e il paradigma del letterato europeo // Riv. stor. ital. - Napoli, 1997. - A. 109, fasc. 3. - P. 1034-1055 и M. Lienhard Lienhard M. Les radicaux du XVIe siecle et Erasme // Rev. d'histoire et de philosophie religieuses. - P. ; Strasbourg, 1998. - A. 78, N 3. - P. 261-279.

Следует отметить новизну данного исследования. В отечественной историографии нет обширного монографического исследования, в котором комплексно рассматривался бы данные различных источников описываемого периода, по которым реконструировалась бы модель человека, исходя из тех принципов и концепций, которые дает нам педагогическая мысль.

При написании дипломной работы были использованы различные источники, имеющие отношение к педагогической мысли ренессансной Европы XV-XVI вв. Это воспоминания учеников и современников о Витторино да Фельтре и его школе, сочинения Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня. Выбор именно этих авторов был продиктован прежде всего тем, что, это очень значимые для гуманистической и педагогической традиции эпохи Возрождения деятели, идеи которых были подхвачены и развиты педагогами более позднего времени.

В любую эпоху роль института воспитания и представления о человеке, сформированные в педагогической мысли, очень важны. Этот институт представляет собой один из способов формирования личности, он способствует включению человека в общество. «Естественно, что обращение к положительному опыту воспитания других эпох интересно и поучительно всегда, и тем более значимо оно для нас в переломный период жизни общества, когда начинает складываться новый строй жизни, формироваться новый человек» Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV-XV веков. - Иваново, 1993. - С.3..

Характерной особенностью культуры Возрождения становятся идеи гуманизма, в связи с которыми формируется новый взгляд на мир и человека. Гуманизм вытесняет средневековый аскетизм, противопоставив теологии светскую науку, поставив в центр внимания человека, который в идеале должен быть жизнерадостным, сильным духом и телом, человеком, который имеет право на земные радости и счастье.

Опыт эпохи Возрождения в воспитании и образовании, в силу ее гуманистической направленности, особенно богат и содержателен. Был сделан акцент на трех странах - Италии, Франции и Нидерландах. Эти страны наиболее богаты гуманистическими идеями. Здесь проживали наиболее известные педагоги, такие как Витторино да Фельтре, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, и которые дальнейшем оказали большое влияние на последующие педагогические идеи. Эти ученые внесли большой вклад в развитие педагогики.

Новизна заключается в комплексном исследовании трех наиболее известных педагогов эпохи Возрождения. Особое внимание уделяется их модели воспитания, а также модели идеального человека, выявление различий и сходств между ними, а также установление связей с последующими эпохами.

В работе были использованы труды Эразма Роттердамского такие как «Воспитание христианского государя» Роттердамский Э. Воспитание христианского государя. - М., 2001. - 368 с. , «Разговоры запросто» Роттердамский Э. Разговоры запросто / Эразм Роттердамский. - М., 1969. - 704 с., Мишеля Монтеня «Опыты» Монтень М. Опыты / М. Монтень. - М., 2009. - 944с., воспоминания современников и учеников Витторино да Фельтре, которые собраны в книге «Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников» Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников. - М., 2007 - 264 с..

В работе также была использована научная литература, труды Н.В. Ревякиной Ревякина Н.В. Дело жизни Витторино да Фельтре, гуманиста и педагога // Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников. - М., 2007. -С. 18-60, А.Н. Джуринского Джуринский А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. - М, 2000. - 432 с., Л. Б.Пинского Пинский Л.Б. Реализм эпохи Возрождения / Л.Б. Пинский. - М., 1961..

Объектом данного исследования являются тексты воспоминаний о Витторино да Фельтре и сочинения Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня.

Предметом - представления данных авторов о том, каким должен быть человек, как его следует воспитывать и обучать.

Цель дипломной работы - это построение модели человека в той форме, в какой она существовала в европейской педагогической мысли описываемого периода, которая была представлена традицией, идущей от Витторино да Фельтре к Эразму и Монтеню, а от них - к педагогам более позднего времени - Я. А. Коменскому, Дж. Локку и др.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

1.Описать основные вехи жизни Витторино да Фельтре.

2.Охарактеризовать основные воспитательные методы, которые практиковал Витто...

Другие файлы:

Формирование новой модели человека в педагогической мысли Европы XV-XVI века
Общая характеристика основных вех жизни Витторино да Фельтре. Рассмотрение способов выявления принципов формирования личности через воспитание и обуче...

Формирование новой модели человека в педагогической мысли Европы XV–XVI вв.
Жизнь и деятельность В. да Фельтре, традиция ренессансного воспитания в "Доме радости". Формирование концепции человека в трудах М. Монтеня. Формирова...

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII веков
Данным изданием открывается серия книг, в которых впервые отражена история развития педагогической мысли в нашей стране с древнейших времен. В книгу в...

История развития школы и педагогической мысли в Казахстане
История педагогической мысли и просвещения Казахстана. Мусульманские мектебы и медресе. Зарождение основ педагогической мысли в Казахстане IХ-ХIV вв....

Школа и педагогика в странах Западной Европы и в США в XIX в.
В XIX столетии завершается формирование классической педагогики нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальност...