Формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста по средствам музыкально-дидактических игр
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
музыкальный дошкольник способность
В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности музыкального руководителя становится владение информацией, освоенние современных технологий воспитания, обучения и развития дошкольников. Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года №655, особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей. Реализация образовательной области «Музыка» позволяет решать многие проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста, интегрируясь с другими образовательными областями, в том числе, развитие музыкальных способностей. На фоне этих прогрессивных изменений развитию музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста не всегда уделяется достаточное внимание в практике музыкальных руководителей.
Психологические механизмы развития способности изучались Л.С. Выготским, Г.Г. Иванченко, А.В. Запорожцем, А.Г. Костюком, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым и др. Его роль и функции отражены в трудах зарубежных философов и психологов (Т. Адорно, Р. Арнхейма, Ж. Пиаже, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра и др.).
На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др. Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, В.Н. Шацкая и многие др.).
Основополагающее значение для осмысления роли музыкального искусства имеют работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов, специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, В.М. Бехтерев, Т.С. Бабаджан, О.Н. Варшавская, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, О.П. Радынова, В.Н. Шацкая, С.М. Шоломович и др.) [24, с.6].
Большое вклад в изучение содержания понятия "музыкальные способности" внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Теплов Б. М., Метлов Н. А., Асафьев Б. В., Кабалевский Д. Б., Шацкий С. Т., Ветлугина Н. А, Карл Орф, Кодай Болтан и др.)
Значение музыки в развитии личности ребенка раскрывается в исследованиях педагогов (Ю.Б. Алиев, И.А. Знаменская, М.Л. Корсунская, Л.Т. Мамедова, Е.В. Николаева, Э.И. Плотица, В.Ф. Судаков, М.И. Ройтерштейн и др.) [24,с.10].
Анализ работ вышеуказанных педагогов и психологов определяет актуальность выбранной темы.
Целью данного исследования являлось формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста по средствам музыкально-дидактических игр.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. выявить состояние работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр.
3. определить влияние музыкально-дидактических игр на формирование у детей среднего дошкольного возраста;
4. разработать и апробировать педагогические условия формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр.
В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза исследования: мы предположили, что процесс организации музыкальных занятий у детей среднего дошкольного возраста будет успешным при организации следующих условий:
1. индивидуальном подходе к каждому ребёнку с учётом его музыкальных особенностей;
2. систематичной и планомерной работе по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально дидактических игр;
3. учёт музыкального развития каждого ребёнка.
Методы исследования:
-анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
-беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе музыкальных занятий;
-педагогический эксперимент;
-анализ содержания музыкальных занятий в ДОУ, направленных на формирование у детей среднего дошкольного возраста музыкальных способностей;
-математическая обработка полученных результатов.
Процесс формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста, будет происходить успешнее, если используются музыкально-дидактические игры.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился МБДОУ №46 г. Ельца, Липецкой области. В опытно-экспериментальной работе участвовало 20 детей среднего дошкольного возраста.
Практическая часть исследования включала в себя:
1. Констатирующий эксперимент.
2. Формирующий эксперимент.
3. Контрольный эксперимент.
Организация исследования проводилась в три этапа.
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2007г.) - поисково-теоретический. Была проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература, составлен план экспериментальной части работы.
Второй этап (декабрь - март 2007-2008г.) - опытно-экспериментальный. Были разработаны теоретические положения исследования и проведен эксперимент.
Третий этап (апрель 2008г.) - обобщающе-аналитический. Был проведен анализ, обобщение и систематизация полученных результатов и сформулированы основные выводы исследования. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, выдвигается гипотеза, излагаются цель, задачи, характеризуются этапы работы. В первой главе «Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста» рассматриваются сущность понятия «музыкальные способности» в педагогике, этапы музыкального развития детей среднего дошкольного возраста, особенности проявления музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр» выявляется уровень сформированности музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях, формируются музыкальные способности у детей среднего дошкольного возраста, проверяется эффективность экспериментальной работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр. В заключении обобщаются итоги, изложенные в отдельных главах, подводятся общие итоги исследования, формулируются основные выводы. В приложении выборочно представлены материалы опытно-экспериментальной работы.
1. Психолого-педагогические основы формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста по средствам музыкально-дидактических игр
1.1 Содержание понятия «музыкальные способности»
В современной парадигме системы непрерывного образования важная роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу формирования общечеловеческих ценностей, развитию внутреннего мира ребенка, его духовности способностей. Ведущим мотивом обновления педагогического процесса в дошкольном учреждении является его гуманизация, которая нацеливает педагога на уважение к личности ребенка, глубокое понимание потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей, признание неповторимости личности (А.Д. Алферов, Е.В. Бондаревская, Ветлугина Н. А., Т.С. Комарова, С.В. Петерина, В.Д. Петровский, Шацкая В.Н. и др.).
Дошкольный возраст - первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства. Основная задача музыкального руководителя - приобщить дошкольника к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности дошкольников, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать и воспитать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое [5, 52]. Анализ проблемы развития способности во многом будет предопределяться тем содержанием, которые мы будем вкладывать в эти понятия.
В толковом словаре В. Даля «способный» определяется, как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый. Таким образом, понятие «способный»...
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Определение музыкально-дидактических игр. Изучение музыкальных способност...
Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических пособий и игр
Значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Понятие, структура и роль сенсорного воспитания. Методика и...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-...
Чувство ритма как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку. Психолого-педагогическая характеристика музыкальных способностей детей...
Влияние музыкально-дидактических игр на формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников с нарушением речи
Теоретический аспект применения музыкально-дидактических игр. Влияние музыкально-дидактических игр на формирование эмоциональной отзывчивости дошкольн...