Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование математических представлений и навыков счета у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Анализ формирования и нарушения фонетико-фонематических процессов у детей с недоразвитием речи. Проведение уроков, направленных на развитие навыков счета и математических представлений у учеников с ФФНР. Оценка результатов примененного комплекса занятий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского

Факультет педагогический

Выпускная квалификационная работа

Формирование математических представлений и навыков счета

у младших школьников с ФФНР

Исполнитель:

студентка V курса

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры КП

Чита 2011

Содержание

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование недостатков формирования математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР

1.1 Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи

1.2 Особенности проявления ФФНР у детей младшего школьного возраста

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

1.4 Специфика формирования математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР

1.5 Выводы по главе I

Глава II. Коррекционно-педагогическая работа по устранению недостатков формирования математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР

2.1 Диагностика уровня сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР

2.2 Анализ недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР

2.3 Комплекс уроков по математике

2.4 Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с ФФНР

2.5 Выводы по главе II

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В.П. Вахтеров - первый в России - предпринял попытку дать на основе собственных наблюдений целостную картину развития речи ребенка. Его последователями стали М.П. Феофанов, Н.И. Жинкин, И.О. Синица. Проблемам развития детской речи было уделено большое внимание в работах Л.С. Выготского [12], Д.Б. Эльконина [51], Ф.А. Сохина, А.Н. Гвоздева [13] и других психологов и лингвистов. Большой вклад в разработку теории и методики развития речи детей внесли Е.Н. Тихеева, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Наблюдения и специальные исследования показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают определенные трудности в понимании задачи, математического задания.

Трудности в обучении математике учащихся с нарушениями речи обусловливаются косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Проявление этих процессов мышления школьников с нарушениями речи при обучении математике многообразно.

Отмечается «застревание» на принятом способе решения примеров, задач, практических действий. С трудом происходит переключение с одной умственной операции на другую, качественно иную. Например, учащиеся, научившись складывать и вычитать приемом пересчитывания, с большим трудом овладевают приемами присчитывания и отсчитывания.

Вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы об особенностях формирования математических представлений и навыков счета у младших школьников с фонетико-фонематических недоразвитием речи. Методика обучения математике учащихся младших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи стоит перед проблемой поиска адекватных форм обучения с целью решения важнейших образовательных задач, непосредственно связанных с речевым развитием учащихся.

Объект исследования - математические представления и навыки счета учащихся младшего школьного возраста с ФФНР.

Предмет исследования - процесс формирования математических представлений и навыков счета у детей младшего школьного возраста с ФФНР.

Цель работы - рассмотрение теоретических основ особенностей формирования математических представлений и навыков счета у детей младшего школьного возраста с ФФНР, специфики коррекционно-педагогической работы по устранению недостатков формирования математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР.

Задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) рассмотреть понятие фонетико-фонематического недоразвития речи;

3) определить особенности проявления ФФНР у детей младшего школьного возраста;

4) изучить психолого-педагогическую характеристику детей изучаемой категории;

5) охарактеризовать специфику формирования математических представлений и навыков счета у детей с ФФНР;

6) провести диагностику уровня сформированности математических представлений и навыков счета у школьников с ФФНР;

7) проанализировать недостатки сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР;

8) разработать комплекс уроков по математике;

9) отследить результаты коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с ФФНР.

Гипотеза: разработки и проведения специального комплекса уроков по математике будет способствовать повышение уровня сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР, которое возможно при условии:

- учета недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР;

- разработки направлены на формирование математических представлений и навыков счета.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использована совокупность общенаучных методов: метод теоретического анализа; спектр конкретных методов сбора фактического материала: наблюдение, изучение продуктов деятельности, оценивание (классификация полученных результатов); методы эмпирического исследования: диагностические методики, позволяющие оперативно выявлять уровень сформированности и развития математических навыков.

Методологической основой исследования являются теоретические положения о системности языка, его иерархическом строении, системности лексики, структурно-онтогенетическом подходе к развитию лексики у детей, ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека, системном подходе к анализу речевых нарушений (Л.С. Выготский [12], А.Н. Леонтьев [32], А.Р. Лурия [35], Р.Е. Левина [31], В.В. Коноваленко [28], Т.Б. Филичева [48], Л.Е. Томме [47] и др.).

Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении математических представлений и навыков счета у детей с ФФНР.

Практическая значимость заключается в проведении коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с ФФНР с целью повышения уровня сформированности математических представлений и навыков счета.

База исследования: школа-интернат №4 г. Читы, второй класс.

Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретическое обоснование недостатков формирования

математических представлений и навыков счета у младших

школьников с ФФНР

1.1 Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи

фонематический недоразвитие речь математический

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году). К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко пр...

Другие файлы:

Особенности формирования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Характеристика уровней сформированности и диагностика звук...

Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Характеристика речевых процессов у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Характеристика нарушений звуковой культуры...

Особенности нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Речь как фактор развития младшего школьника, принципы и закономерности ее развития. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи: понятие, главные причин...

Коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи на основе комплексного подхода у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Описание процесса формирования речи в онтогенезе. Исследование состояния фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием ре...

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка. Организация работы в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием. Взаимосвязь ра...