Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятиях

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности путей формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения. Зрительный анализатор как сложная функциональная система. Рассмотрение видов дальнозоркости. Основные причины возникновения дисбинокулярной амблиопии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Ведение

грамматический зрение дошкольник дальнозоркость

Проблема нарушения речи у детей с дефектами зрения в логопедическом плане, судя по немногочисленным литературным данным, ни в один из периодов развития дефектологии углублено не изучалась и не разрабатывалась.

Лишь с 20--30-х гг. XX в. начинают появляться единичные логопедические работы, специально посвященные нарушениям речи у детей с дефектами зрения. Но исследования длительное время ведутся главным образом в плане изучения нарушений звукопроизношения.

В 60--70-е гг. в логопедии появляется целый ряд работ, в которых рассматриваются вопросы о характере системного недоразвития или распада речи. Системный анализ речевых нарушений у детей дал основание по-иному увидеть те аспекты, которые могли иметь значение для понимания речевых нарушений, их природы у детей с дефектами зрения. Из тех работ, которые вышли в свет в 60--70-е гг., наибольший интерес представляют исследования специалистов в области логопедии и тифлопедагогики (О.Л. Жильцова, С.Л. Коробко, Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Т.П. Свиридюк).

Во всех рассмотренных работах (по нарушениям звукопроизношения и по системному недоразвитию речи) отмечается, что речевые расстройства встречаются у детей с дефектами зрения значительно (полтора--два раза) чаще, чем у зрячих детей. Данные о причинах этих нарушений в литературе разноречивы. Большая часть авторов связывает речевые расстройства у слепых и слабовидящих детей непосредственно с дефектами зрения (степень нарушений зрения и временем его появления). Но в литературе имеются разрозненные данные и о том, что у таких детей речевые расстройства могут быть следствием самых разнообразных причин: нарушений внутриутробного развития и ЦНС, воздействия и соматических факторов, ограничения непосредственных контактов с окружающим миром, неблагоприятного влияния окружающей среды, слабого развития моторики и координации и др.

Весьма немногочисленными являются сведения, представленные в логопедической и методической литературе, о содержании и направленности коррекционной речевой работы с детьми, имеющими дефекты зрения. Существующий материал свидетельствует о том, что методика логопедической работы определена главным образом в плане коррекции нарушений звукопроизношения (В.К. Иванова, М.Е. Хватцев, С.Л. Шапиро, А.Д. Шипило, СВ. Яхонтова). А в плане формирования у дошкольников с нарушением зрения таких компонентов речевой системы, как лексико-грамматического строя речи, авторами более углубленно и расширенно не рассматривается. Проведенные исследования позволили выделить четыре уровня нарушений сформированности речи у этой категории детей. И сделать вывод, что не последнее место среди этих нарушений занимает нарушение лексико-грамматического строя речи.

Этим и объясняется актуальность темы данной аттестационной работы.

Проблема исследования: определение и обоснование путей формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения.

Объект исследования - логопедическая работа с детьми, имеющими нарушение зрения.

Предмет исследования - формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения в процессе логопедического занятия.

Цель исследования - разработка, описание и реализация логопедических условий формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятиях

Исходя из поставленной цели определены задачи исследования:

изучить логопедическую и педагогическую литературу по проблеме формирования у дошкольников с нарушением зрения лексико-грамматического строя речи;

раскрыть понятие «лексико-грамматический строй речи» в общем компоненте речевой системы;

охарактеризовать особенности речевого развития дошкольников с нарушением зрения;

раскрыть особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения;

разработать методику коррекционно-развивающего обучения, способствующую преодолению недоразвития лексико-грамматического строя речи на логопедических занятиях.

Гипотеза исследования: формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятиях будет обеспечиваться если:

- будет использоваться комплекс адаптированных для данной категории детей упражнений подразделенных на тематические группы;

Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, реферирование, обобщение, конспектирование, цитирование, аннотирование, составление библиографического списка.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактических материалов, обеспечивающих эффективное развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения.

1. Теоретическое обоснование по проблемам формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения

1.1 Общая характеристика нарушения зрения у дошкольников

Успешному осуществлению логопедической работы способствует знание логопедом зрительного диагноза ребенка и этапа в его лечебно-восстановительном периоде, индивидуальных зрительных возможностей, и уровня развития зрительного восприятия.

Зрительный анализатор является сложной функциональной системой, включающей воспринимающий прибор зрения (глаз), зрительный нерв, по которому из окружающей среды сигналы поступают в кору больших полушарий мозга, и, наконец, воспринимающие клетки в затылочной области коры и рассеянные зрительные элементы в других областях коры.

Высокая организация нервных элементов зрительной системы обеспечивает сложный зрительно-пространственный анализ и синтез воспринимаемых предметов, процессов и явлений действительности.

Нервное возбуждение, возникающее в сетчатке глаза под влиянием световой энергии, передается в проводящие нейроны, длинные отростки которых выходят из глазного яблока и образуют зрительный нерв. Волокна зрительных нервов обоих глаз после частичного перекреста (хиазмы) выходят в виде отдельных нервных стволов, так называемого зрительного тракта. Зрительный тракт кончается в первичных зрительных центрах подкорки (наружном коленчатом теле, зрительном бугре и переднем четверохолмии). Из наружного коленчатого тела зрительные нервные пути идут к корковым зрительным центрам, расположенным в затылочной области. При световом воздействии подкорка оказывает влияние на общий тонус центральной нервной системы и эмоционально-волевую сферу человека. В подкорковых образованиях происходит частичное переключение импульсов со зрительных нервных путей на слуховые, двигательные и другие, что частично обеспечивает связь зрения с другими видами чувствительности. В своей функциональной деятельности глаз тесно связан с корой больших полушарий мозга и находится под постоянным ее воздействием. Благодаря этому обеспечиваются сложные процессы прицельно-пространственного анализа и синтеза. В коре через многочисленные разветвления нервных путей происходит переброска импульсов из слуховой, двигательной и других областей в затылочную (зрительную) область. Это позволяет осуществлять зрительно-пространственную ориентацию с участием других сенсорных функций.

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным (базовым) функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из перечисленных функций неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.

Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявляться в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (преломляющая система глаза отличается в различных меридианах).

Близорукость

Различают две формы близорукости: кажущуюся близорукость и простую близорукость. Наблюдения за силой или объемом аккомодаций показывают, что после рождения ребенка происходит постепенное развитие преломляющей силы, обусловленное возрастом ребенка, особенностями развития глаза и, прежде всего, ресничного тела, размером глаз и ресничной мышцы. При близорукости, или миопии, в связи с отклонениями в рефракции глаза изображение находится впереди сетчатки.

При кажущейся близорукости ребенок может ясно видеть на расстоянии 4-6 см, т. е. на расстоянии более близком, чем-то, которое требуется дальнозоркому и взрослому нормально видящему человеку. Такое видение ребенка объясняется бол...

Другие файлы:

Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей дошкольного возраста
Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования лексико-грамматического строя речи. Разработка и обоснование методики логопедической ра...

Нарушение грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Сравнительная характеристика грамматического строя речи у дошкольников с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи. Методические реком...

Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня
Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Уровни речевого развития дошкольников. Пути совершенствования логопедической работы по формированию и...

Влияние логопедической работы на процесс развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР
Особенности грамматического строя речи как компонента системы языка. Этапы развития грамматического строя речи в онтогенезе и виды его нарушения у дет...

Формирование у дошкольников грамматического строя речи
Характеристика освоения дошкольниками грамматического строя речи, его закономерности и этапы развития. Задачи и содержание работы по формированию грам...